Главное меню / 2016, т.1, №1 / И.Р. Миннуллин

Исламское возрождение в татарской деревне Мордовии в советский и постсоветский периоды

И.Р. Миннуллин

116-145 стр.



Автор данной статьи рассматривает современную исламизацию татарского села Белозерье в Мордовии в контексте его социально-экономического развития. В то время как ситуация по Мордовии в конце советского периода, в целом, характеризовалась массовым уходом от земли, население Белозерья продолжало расти. Хотя коллективное хозяйство села приходило в упадок, региональные власти не проявляли беспокойства, что позволило процветать «теневой» экономике. В то же время ислам развивался локально без особых попыток институционального строительства.


Ключевые слова: Мордовия, Белозерье, татары, ислам, исламское возрождение, реисламизация, колхоз, частная экономика, советский период, постсоветский период


НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Архив Белозерьевского сельского совета. Информация по территории Белозерьевского сельского поселения. 2009 г.

2. Асабин И.Ю. Общественно-политическое, экономическое и социокультурное развитие Мордовии середины 1960-х – первой половины 1980-х гг.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Самара, 2009.

3. Биккинин И. Внезапный визит // Татарская газета. 1998, 28 июня.

4. Биккинин И. Исламский фундаментализм в Мордовии? // Татарская газета. 1998, 27 мая.

5. Браславский Л.Ю. Ислам в Чувашии. Чебоксары: Издательство «Чувашия», 1997. 159 с.

6. Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. Р– 6991 (Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР). Оп. 3. Д. 572 (Материалы о работе Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Мордовской АССР, 1946–1948 гг.).

7. ГАРФ. Ф. Р–6991. Оп. 3. Д. 575 (Материалы о работе Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Мордовской АССР, 1955 г.).

8. ГАРФ. Ф. Р–6991. Оп. 6. Д. 2551 (Отчеты, справки, информации и переписка с уполномоченными Совета по вопросам деятельности религиозных организаций в Мордовской АССР, 1983 г.).

9. ГАРФ. Ф. Р–6991. Оп. 6. Д. 3455 (Отчеты, справки, информации и переписка с уполномоченными Совета по вопросам деятельности религиозных организаций в Мордовской и Северо-Осетинской АССР, 1987 г.).

10. ГАРФ. Ф. Р–6991. Оп. 6. Д. 3705 (Отчеты, справки, информации и переписка с уполномоченными Совета по вопросам деятельности религиозных организаций в Марийской, Мордовской, Нахичеванской АССР, 1988 г.).

11. Гусева Ю.Н. Ислам в Самарской области. Москва: Логос, 2007. 112 c.

12. Гусева Ю.Н. История татарских сельских общин Нижегородской области в XX веке (1901–1985 гг.). Нижний Новгород: Издательство ННГУ, 2003. 256 с.

13. Девятаев А.С. Ислам в Республике Мордовия в 1990-е гг. – начале 2000-х гг. (социокультурный и этнополитический аспекты развития): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Саранск, 2010.

14. Задкова Т.Ю. Колхозная деревня Мордовии в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Саранск, 2005.

15. Кильдюшкина И.Г. Социально-экономическое развитие Мордовии (вторая половина 1980-х – середина 1990-х гг.): Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Саранск, 2004.

16. Королева Л.А., Королев А.А. Мусульманские общины Пензенской области во второй половине 1940–1980-е гг. // Общество и личность: историко-правовые аспекты взаимодействия. Пенза: ПФ МОСУ, 2004. С. 69–74.

17. Косач Г.Г. Оренбургская область: региональный аспект постсоветского развития российского мусульманского сообщества // Pax Islamica. 2009. № 1. С. 162–198.

18. Лукин В. Есть ли управа на спекулянта? // Советская Мордовия. 1987, 1 сентября.

19. Мамедова М. Белозерские пленницы. URL: www.trud.ru/article/14-06– 2002/41853_belozerskie_plennitsy.html (дата обращения: 4.03.2012).

20. Мартыненко А.В. Село Белозерье как социокультурный феномен // Власть и крестьянский социум Среднего Поволжья в исторической ретроспективе: межвузовский сборник научных статей / Под ред. Надькина Т.Д. Саранск, 2009. С. 179–184.

21. Мухамедьярова Л. Дети подсолнуха. URL: www.novayagazeta.ru/society /15879.html. (дата обращения: 4.03.2012).

22. Мухаметшин Р.М. Татары и ислам в XX веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана). Казань: Издательство «Фэн», 2003. 303 с.

23. Надькин Т.Д. Сталинская аграрная революция и крестьянство (на материалах Мордовии). Саранск: Издательский дом «Курьер-С», 2006.

24. Надькин Т.Д., Юсупов Р.Р. Коллективизация татар-мишарей Мордовии в начале 1930-х гг. // Власть и крестьянский социум Среднего Поволжья в исторической ретроспективе: межвузовский сборник научных статей / Под ред. Надькина Т.Д. Саранск, 2009. С. 108–112.

25. Сагитова Л.В. Региональные и локальные аспекты ислама в Поволжье: социальные основания различия // Конфессиональный фактор в развитии татар. Казань, 2009. С. 125–162.

26. Салимов М.Ш. Процесс формирования централизованных мусульманских организаций в Республике Мордовия // Социально-демографические проблемы Поволжья в этническом измерении. Саранск, 2007. С. 293–301.

27. Салимов М.Ш., Макаров Д. Алтары // Ислам в Центрально-Европейской части России: Энциклопедический словарь. М.: Издательский дом «Медина», 2009. С. 18.

28. Салимов М.Ш., Макаров Д. Белозерье // Ислам в Центрально-Европейской части России: Энциклопедический словарь. М.: Издательский дом «Медина», 2009. С. 44.

29. Салимов М.Ш., Макаров Д. Мусульманская община Мордовии в XX в. // Ислам в Центрально-Европейской части России: Энциклопедический словарь. М.: Издательский дом «Медина», 2009. С. 198–200.

30. Семенов В.В. Ислам в Саратовской области. М.: Логос, 2007. 113 с.

31. Силантьев Р. Новейшая история ислама в России. М.: Алгоритм, 2007. 576 с.

32. Столица С. 2007, 18 декабря.

33. Столица С. 2008, 22 мая.

34. Столица С. 2008, 7 июля.

35. Столица С. 2008, 27 октября.

36. Столица С. 2011, 11 августа.

37. Телин И. В Мордовии есть свои ваххабиты. URL: www.pravda.ru /news/world/03-07–2000/908626-0/ (дата обращения: 4.03.2012).

38. Халиков Р. Белозерье – пример для подражания // Ислам в Мордовии. 2010, 3 декабря.

39. Центральный государственный архив Республики Мордовия (далее – ЦГАРМ). Ф. 76-П (Ромодановский райком партии). Оп. 1. Д. 11 (Протоколы и выписки из протоколов бюро РК ВКП (б), докладные записки о состоянии партийной работы, о ходе коллективизации в районе, 1929–1933 гг.).

40. ЦГАРМ. Ф. Р–234 (Президиум Верховного Совета Мордовской АССР). Оп. 4. Д. 216 (Проект Указа Президиума Верховного Совета Мордовской АССР о закрытии мечети в селе Белозерье Лямбирского района, 14–19 декабря 1940 г.).

41. ЦГАРМ. Ф. Р–662 (Мордовское республиканское управление статистики). Оп. 27. Д. 2804 (Годовые отчеты колхозов, 1965 г.).

42. ЦГАРМ. Ф. Р–662. Оп. 37. Д. 2439 (Годовые отчеты колхозов, 1980 г.).

43. ЦГАРМ. Ф. Р–662. Оп. 37. Д. 2821 (Списки населенных пунктов МАССР на 1 января 1980 г.).

44. ЦГАРМ. Ф. Р–662. Оп. 38. Д. 49 (Годовые отчеты колхозов, 1985 г.).

45. ЦГАРМ. Ф. Р–662. Оп. 38. Д. 968 (Списки населенных пунктов МАССР на 1 января 1985 г.).

46. ЦГАРМ. Ф. Р–662. Оп. 40. Д. 2373 (Единовременный отчет о половом и возрастном составе сельского населения, 1990 г.).

47. ЦГАРМ. Ф. Р–1055 (Ромодановский Совет депутатов и исполком). Оп. 1. Д. 416. Материалы по вопросам религиозных культов, 1964–1971 гг.

48. ЦГАРМ. Ф. Р–1233 (Инспектура государственной статистики Ромодановского района). Оп. 1. Д. 152 (Годовые отчеты о половом и возрастном составе сельского населения, 1964 г.).

49. ЦГАРМ. Ф. Р–1233. Оп. 1. Д. 267 (Годовые отчеты о половом и возрастном составе сельского населения, 1973 г.).

50. ЦГАРМ. Ф. Р–1594 (Лямбирский районный Совет депутатов). Оп. 1. Д. 18 (Документы о ходе коллективизации и раскулачивании крестьянских хозяйств в районе, 1935 г.).

51. ЦГАРМ. Ф. Р–1594. Оп. 1. Д. 36 (Документы по вопросам религиозных культов, 1936 г.).

52. ЦГАРМ. Ф. Р–1594. Оп. 1. Д. 56 (Списки населенных пунктов района с указанием численности населения и хозяйств (материалы предварительного учета населения, подготовленные ко Всесоюзной переписи населения 1939 г.), 1938 г.).

53. ЦГАРМ. Ф. Р–1594. Оп. 1. Д. 81 (Документы о закрытии мечети в с. Белозерье и Черемишево, 1940 г.).

54. ЦГАРМ. Ф. Р–1597 (Лямбирская районная инспектура народнохозяйственного учета при Лямбирском исполкоме). Оп. 1. Д. 11 (Единовременный отчет о возрастном и половом составе сельского населения, 1947 г.).

55. ЦГАРМ. Ф. Р–1597. Оп. 1. Д. 39 (Единовременные отчеты сельсоветов о возрастном и половом составе сельского населения Лямбирского района, 1954 г.).

56. ЦГАРМ. Ф. Р–2488 (Колхоз «Янга Турмыш»). Оп. 1. Д. 8 (Годовой отчет колхоза, 1950 г.).

57. Шилов Н. Село Белозерье как этноконфессиональный феномен // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. 2001, 16–31 мая. С. 10–12.

58. Якупов В. Ислам в Татарстане в 1990-е годы. Казань: Иман, 2005. 144 с.

59. Юмаева Г. Изге көшелəр // Татарская газета. 1999, 4 августа.

60. Minnullin I. Sun Flower and Moon Crescent: Soviet and Post-Soviet Islamic Revival in a Tatar Village of Mordova // Allah’s Kolkhozes. Migration, DeStalinisation, Privatisation and the New Muslim Congregations in the Soviet Realm (1950s–2000s) / Stephane A. Dudoignon, Christian Noack (eds). – ISLAMKUNDLICHE UNTERSUCHUNGEN BAND 314. Berlin: Klaus Schwarz, 2014 P. 421–453.

61. Sagitova L. Traditionalism, Modernism and Globalisation among the Volga Muslims: The Case of Sredniaia Eliuzan // Allah’s Kolkhozes. Migration, DeStalinisation, Privatisation and the New Muslim Congregations in the Soviet Realm (1950s–2000s) / Stephane A. Dudoignon, Christian Noack (eds). – ISLAMKUNDLICHE UNTERSUCHUNGEN BAND 314. Berlin: Klaus Schwarz, 2014. P. 454–493.

Сведения об авторе: Миннуллин Ильнур Рафаэлевич – кандидат исторических наук, заместитель директора Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); i.minnullin@gmail.com.


Поступила 16.05.2016   Принята к публикации 04.10.2016

Опубликована онлайн 17.11.2017