Татарская идентичность: состояние и перспективы

Р.С. Хакимов

6-27 стр.



Статья является продолжением теоретических размышлений автора об идентичностях – их сути, видах, условиях формирования и развития – начатых в предыдущем номере. Рассматривая культуру в качестве базиса этнической, религиозной, территориальной и гражданской идентичностей, показываются культурные особенности каждой из них.
Этнические общности – продукт исторического развития, в основе которого лежит сознание об общем происхождении, о принадлежности к группе с общими культурными ценностями и возникающей на этой почве солидарностью. Общегрупповые ценности и символы позволяют политическим кругам мобилизовать этнические группы на определенное поведение. Поэтому интенсивность проявления этнической идентичности во многом определяется политическими элитами, их целями и стратегиями. При всей устойчивости этничности в ее среде происходят изменения как под давлением внешних обстоятельств, так и по внутренним причинам. Поэтому границы этничности, как и степень солидарности, со временем могут меняться.
Этническая, религиозная, территориальная и гражданская идентичности выстраиваются в иерархическую структуру. Ее разрушение опасно. Разрыв идеологических «обручей», которые благодаря нормам и предписаниям сдерживают человеческие страсти, неизбежно ведет к нестабильности, бунту, революции, вплоть до гражданской войны.


Ключевые слова: этническая идентичность, религиозная идентичность, региональная идентичность, гражданская идентичность, культура, нация, татары, Россия, Татарстан


Список литературы

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997. 420 с.

2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М.: Аспект-Пресс, 1999. 271 с.

3. Бурдьё П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.

4. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М.: Экопрос, 1993. 576 с.

5. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: Центр общечел. ценностей, 2003. 376 с.

6. Лукач Дж. Конец двадцатого века и конец эпохи модерна. СПб.: Наука, 2003. 256 с.

7. Макарова Г.И. Идентичности татар и русских в контексте этнокультурных политик Российской Федерации и Республики Татарстан. Казань: Казан. ун-т, 2010. 248 с.

8. Манхейм К. Избранное: социология культуры. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 501 с.

9. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. 480 с.

10. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.

11. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: КАНОНпресс, 2002. 624 с.

12. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: «Издательство ACT»; «Транзиткнига», 2004. 635 с.

13. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб.: Алетейя, 1998. 108 с.

14. Франкл Дж. Цивилизация: утопия и трагедия. М.: АСТ, Астрель, 2007. 254 с.

15. Фромм Э. Кризис психоанализа. М.: АСТ, 2009. 252 с.

16. Фукуяма Ф. Сильное государство: управление и мировой порядок в ХХI веке. М., Владимир: ВКТ, 2010. 222 с.

17. Этническая идентичность татар в региональных контекстах. Отв. ред. Г. Габдрахманова, Г. Макарова. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. 256 с.

18. Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Под ред. Ф. Барта. М.: Новое издательство, 2006. 200 с.

19. Юнгер Ф.Г. Язык и мышление. СПб.: Наука, 2005. 301 с.


Сведения об авторе: Хакимов Рафаэль Сибгатович – доктор исторических наук, директор Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, вице-президент АН РТ, академик АН РТ (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация); history@tataroved.ru