Отражение мусульманской идентичности татар в ювелирном искусстве: на примере каллиграфического орнамента на чеканных бляхах

Л.Н. Донина

64-79 стр.



Статья отражает результаты исследования технологии ювелирного искусства казанских татар в контексте художественного металла Евразии. В статье рассматриваются особенности орнаментации татарских чеканных ювелирных блях, изготовленных методом чеканки способом насечки, получившей наибольшее распространение в ювелирном искусстве казанских татар XVIII – начала XX вв. Бляхи отличает общая стилистика: низкорельефный орнамент, сохраняющий чистую гладкую поверхность металлической пластины, – на фактурном фоне. Анализ кон- струирования образно-знаковой системы орнаментации впервые проводится в контексте мусульманского искусства. Композиционное построение блях придерживалось определённых принципов: центром служил текст на основе арабской графики, который окружался бордюром, преимущественно из однотипного растительного побега типа пальметты. Каллиграфия в орнаментах получила самобытные интерпретации почерковых стилей: насх, сульс, насталиг, куфи. В статье прослеживаются истоки и становление традиций эпиграфического орнамента в этнической культуре татар, а также выявляется генезис форм металлических блях, их роль и функции в комплексе украшений татарского традиционного костюма. Семиотический анализ содержания текстов, выбора мотивов и использования технологических приёмов их трактовки позволяют приблизиться к пониманию духовного и материального наследия татарского народа, являющегося частью мировой мусульманской художественной культуры.


Ключевые слова: бляхи, генезис, каллиграфия, стили письма, татарское ювелирное искусство, чеканка насечкой, эпиграфический орнамент


Список литературы

1. Адлер Б.Ф. Коллекция Сиклера // Казанский музейный вестник. 1922. № 2. Казань: Издание Государственного Издательства Т.С.С.Р. С. 35–48.

2. Башкирские нагрудные украшения из кораллов и монет. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН: «Информреклама», 2006. 92 с.

3. Бочаров Г.Н. Художественный металл Древней Руси. X – начало XIII вв. М.: Наука, 1984. 320 с.

4. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1982. 384 с.

5. Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1975. 216 с.

6. Валеев Р.М. Денежно-вещевая система // История татар с древнейших времён. Т. II. Волжская Булгария и Великая степь / Гл. ред. М.А. Усманов, Р.С. Хакимов. Казань: Издательство «РухИЛ», 2006. С. 290–298.

7. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана (1920-е – начало 1990-х гг.). Казань: Фəн, 1995. 192 с.

8. Веймарн Б.В. Классическое искусство стран ислама. М.: Изд. дом «Искусство», 2002. 496 с.

9. Воробьёв Н.И. Казанские татары (этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода). Казань: Татгосиздат, 1953. 383 с.

10. Воробьёв Н.И., Бусыгин Е.П. Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем. Доклад, заслушанный на расширенном заседании Учёного Совета музея, март 1957 г. Казань: Татполиграф.

11. Даркевич В.П. Светское искусство Византии. Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X–XII вв. М.: Искусство, 1975. 352 с.

12. Даркевич В.П. Художественный металл Востока VIII–XIII вв. Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. М.: Книжный дом «Либроком», 2010. 186 с.

13. Денике Б. Архитектурный орнамент Средней Азии. М., Л.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1939. 228 с.

14. Карл Фукс о Казани, Казанском крае: Научно-биографический сборник. Казань: Жиен, 2005. 480 с.

15. Катанов Н.Ф. Несколько слов о казанских коллекционерах // Казанский вестник, № 7–8. Казань: Издание народного комиссариата просвещения Т.С.С.Р.; Первая государственная типография, 1920. С. 35–47.

16. Кондаков Н.П., Толстой И.И. Русские древности в памятниках искусства. Вып. V. Санкт-Петербург: Типография Министерства путей сообщения, 1897. 168 с.

17. Коран. Перевод смыслов и комментарии Валерии Пороховой. М.: АльФуркан, 1997. 800 с.

18. Крамаровский М.Г. Восток и Запад в истории и культуре Золотой Орды (по материалам чингисидской торевтики XIII–XV вв.): дис. … докт. ист. наук. СПб., 2002. 61 с.

19. Лебедев В.П., Беговатов Е.А., Храмченкова Р.Х. Монетовидные литые подвески Волжской Болгарии // Нумизматика Золотой Орды. Вып. 2 / под ред. И.М. Миргалеева. Казань: Яз, 2012. С.163–174.

20. Маршак Б.И. Сокровища Приобья. Каталог выставки. СПб.: «Формика», 1996. 228 с.

21. Путешествие Ибн Фалдана: волжский путь от Багдада до Булгара. Каталог выставки. Гос. Эрмитаж. М.: Изд. дом Марджани, 2016. 560 с.

22. Руденко К.А. Булгарские клады (к вопросу о булгарской металлообработке XI–XIV вв.) // Древние ремесленники Приуралья: Материалы Всероссийской научной конференции 2000 г. / под ред. В.И. Завьялова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001. С.322–348.

23. Сокровища Золотой Орды. Каталог выставки. Санкт-Петербург: АО «Славия», 2000. 345 с.

24. Саблуков Г. С. Сведения о Коране, законоположительной книге мухаммеданского вероучения. Казань: Комиссия миссионерского противомусульманского сборника при Казанской духовной академии, 1884. 386 с.

25. Суслова С.В. Женские украшения казанских татар середины XIX – начала XX в. Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1980. 128 с.

26. Суслова С.В., Мухамедова Р.Г. Народный костюм Поволжья и Урала (середина XIX – начало ХХ в.). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Фəн, 2000. 312 с.

27. Сычёва Н.С. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX–XX вв. Из собрания Государственного музея искусства народов Востока. М.: Советский художник, 1983. 179 с.

28. Татарская энциклопедия. Т. 5: Р–С–Т / отв. ред. Г.С. Сабирзянов. Казань: ИТЭ АН РТ, 2010. 736 с.

29. Шамсутов Р.И. Слово и образ в татарском шамаиле от прошлого до настоящего. Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. 200 с.

30. Шукуров Ш.М. Искусство и тайна. М.: «Алетейа», 1999. 247 с.

31. Фёдоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. М.: Искусство, 1976. 228 с.

32. Фёдоров-Давыдов Г.А. Денежное дело и денежное обращение Болгара // Город Болгар. Очерки истории и культуры / под. ред. Г.А. Фёдорова-Давыдова. М.: Наука, 1987. С.158–204.

33. Янина С.А. Новые данные о монетном чекане Волжской Болгарии Х в. // Материалы и исследования по археологии СССР. 1962. № 111. М.: Изд-во АН СССР. С. 179–205.

34. Herzfeld. E.E. Der Wandschmuck der Bauten von Samarra und seine Ornamentik. Pl. Cl. Berlin, 1923. 236 с.


Сведения об авторе: Донина Лариса Николаевна – кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, отдел этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация); lis.art@mail.ru