Главное меню / 2017, т.2, №1 / Л.Р. Габдрафикова

Татарский фольклор как основа народного этикета (конец XIX - начала XX вв.)

Л.Р. Габдрафикова

108-118 стр.



Этикет многих тюркских народов имеет общие черты. Например, культ старших, традиции гостеприимства. Но каждая историческая эпоха создает свои нормы поведения. В данной статье анализируются различные предписания и запреты, регулировавшие частную и общественную жизнь татар в имперский период истории. Социальные нормы были тесно связаны с народными поверьями, в том числе с языческими. Для объяснения сути запретов и предписаний, суеверных представлений автор обращается к материалам татарского фольклора, собранным К. Насыри, Н. Катановым, Я. Кобловым, Г. Рахимом, Н. Исанбетом. Эти материалы были сопоставлены с данными из других источников: этнографических наблюдений и публицистики, сборников правил поведения, изданных в конце XIX в. в Казани. Рассмотрены повседневные практики в сфере труда, домашнего быта, брака и семьи, воспитания и образования. Автор приходит к выводу, что татарский народный этикет сформировался на основе языческих (тюркских) и арабо-мусульманских мифов и сохранил остатки этих предписаний вплоть до первой половины XX в. Но на рубеже XIX−ХХ вв. нормы поведения корректировались под влиянием социально-экономических преобразований эпохи.


Ключевые слова: татары, язычество, ислам, фольклор, этикет, менталитет, нормы поведения


Список литературы

1. Байбурин А., Топорков А. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л.: Наука, 1990. 165 с.

2. Габдрафикова Л.Р. «Древние тюрки говорили «вперед», обозначая этим «на Восток»» (Фрагменты из лекций Г.Рахима «Фольклор казанских татар») // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2012. №3/4. С. 177–185.

3. Габдрафикова Л.Р. Повседневная жизнь городских татар в эпоху буржуазных преобразований (вторая половина XIX − начало XX вв.). Казань: Институт истории АН РТ, 2013. 384 с.

4. Катанов Н. Поволжские татары в их произведениях и в жизни // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2001. №1. С. 165–183.

5. Коблов Я. Мифология казанских татар. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1910. 49 с.

6. Мандру Р. Франция раннего Нового времени: 1500–1640. Эссе по исторической психологии. М.: Территория будущего, 2010. 328 с.

7. Мəрҗани Ш. Мөстəфадел-əхбар фи əхвали Казан вə Болгар. Казан: Татарстан китап нəшрияты, 1989. 415 б.

8. Мухамметшина А.В. Ислам в Среднем Поволжье: общее и особенное. Казань: Татарское книжное издательство, 2014. 247 с.

9. Насыйри К. Сайланма əсəрлəр. 4 томда, Т.3. Казан: Татарстан китап нəшрияты, 2005. 384 с.

10. Никишенков А. Традиционный этикет тюркоязычных народов европейской части России // Татарский мир – Татар доньясы. 2004, №19 URL: tatworld.ru /article.shtml?article=636 (дата обращения 30.03.2017).

11. Татар халык иҗаты. Мəкальлəр һəм əйтемнəр. Казань: Татарстан китап нəшрияты, 1987. 590 б.

12. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука, 1967. 538 с.

13. Фəхреддин Р. Асар.Т.1, Казан: Рухият, 2006. 360 с.

14. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань: Фонд ТЯК, 1991. 210 с.

15. Хакимов Р.С. Историческая этнология: парадигма и инструментарий. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012. 440 с.

16. Центр письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (ЦПМН ИЯЛИ АН РТ). Ф.18. Оп.1. Д.33.

17. ЦПМН ИЯЛИ АН РТ. Ф.18. Оп.1. Д.34.

18. ЦПМН ИЯЛИ АН РТ. Ф.18. Оп.1. Д. 35.

19. Штейнфельд Н.П. Малмыжские татары, их быт и современное положение // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1894 год. Вятка: Губернская типография, 1893. С. 227–319.


Сведения об авторе: Габдрафикова Лилия Рамилевна – доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела историко-культурного наследия народов РТ Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация); bahetem@mail.ru