Главное меню / 2018, т.3, №1 / Д.Г. Мирзаханов

Мусульманское сообщество постсоветского Татарстана: между этнонациональной самобытностью и исламом

Д.Г. Мирзаханов

113-118 стр.


DOI: 10.22378/he.2018-3-1.113-118


В статье анализируется соотношение мусульманского и этнического компонентов в формировании постсоветской татарской идентичности и татарстанской регионального мусульманского сообщества. На шкале идентификационных признаков для татарской элиты и уммы на первом месте стоят принципы татаризматюркизма, в отношении которых ислам занимает второстепенный характер. Политическая элита Татарстана осуществила этнолингвистическую консолидацию ислама как части татарстанской локальной идентичности в переходном контексте. Показана дискуссия, в рамках которой рассматриваются различные позиции, выработанные в отношении этой проблемы.


Ключевые слова: ислам в Татарстане, татарский язык и культура, этнолингвистическая «национализация» ислама

Для цитирования: Мирзаханов Д.Г. Мусульманское сообщество постсоветского Татарстана: между этнонациональной самобытностью и исламом // Историческая этнология. 2018. Т. 3, № 1. С. 113–118. DOI: 10.22378/he.2018-3-1.113-118


Список литературы

1. Авясов Ш. Проповедь исключительно на татарском языке в многонациональной умме неприемлема // Ансар. Информационно-аналитический канал. 2010. 26 октября. URL: www.ansar.ru/person/propoved-isklyuchitelno-na-tatarskom-yazykev-mnogonacionalnoj-umme-nepriemlema-2 (дата обращения – 12.12.2017).
2. Бибарсов M.: «Ислам без татар сможет прожить, а татары без ислама не смогут» // Инфо-Ислам. 2009. 28 декабря. URL: http://www.info-islam.ru (дата обращения – 19.01.2015). 3. Джемаль Г. Освобождение Ислама. М.: Умма, 2004. 413 c.
4. Заитов Р. Участники форума в Казани чуть не выбрали единого муфтия России. URL: www.ansar.ru/analytics/uchastniki-foruma-v-kazani-chut-ne-vybraliedinogo-muftiya-rossii (дата обращения – 08.09.2017).
5. Историко-культурные комплексы Республики Татарстан // Республика Татарстан. Архив официального сервера 1997–2011 гг. URL: http://1997- 2011.tatarstan.ru/index.php@node_id=198.html (дата обращения – 30.01.2018).
6. Магомедов А.К., Викторин В.В. Каспийско-предкавказский пограничный ислам: социально-религиозное «обновление» на периферии мусульманского мира // Центральная Азия и Кавказ. Лулео: CA&CC Press, 2005. № 5. с. 147–162.
7. Мельников А. Имамы дают волю татарскому языку// Независимая газета. 2017. 15 ноября. URL: http://www.ng.ru/facts/2017-11-15/10_432_imams.html (дата обращения – 12.11.2017).
8. Мухаметзянов И. Татарская мечеть // Исламский портал. 2010. 27 октября URL: www.islam-portal.ru/communication/stat/100/1177/ (дата обращения – 12.12.2017).
9. Мухаметов А. Р. Казань мусульманская. Путевые заметки // Инфо-Ислам. Общероссийское информационное агентство мусульман. 2010. 8 июня URL: http://www.info-islam.ru/publ/stati/obzory/kazan_musulmanskaja_putevye_zametki/6- 1-0-10469 (дата обращения – 20.01.2016).
10. Мухаметшин Р. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в 20 веке. Казань, 2005. 258 c.
11. Мухарямов Н. Ислам в Повольжье: политизация несостоявшаяся или отложенная? / Ислам от Каспия до Урала: макрорегиональный подход. Сб. статей / Под ред. К. Мацузато. М.: РОССПЭН, 2007. С. 13–70.
12. На Болгарские чтения съехались ученые и богословы со всей России и из-за рубежа. 13 февраля 2018 г. URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_19642.html (дата обращения – 31.01.2018).
13. Хакимов Р. Где наша Мекка? (Манифест Евроислама). Казань: Магариф, 2003. 63 c.


Сведения об авторе: Мирзаханов Джабраил Гасанович – кандидат философских наук, доцент кафедры философии Дагестанского государственного технического университета (367015, д. 70А, проспект Имама Шамиля, Махачкала, Российская Федерация); mirzakhanov1962@mail.ru