Гайнетдин Ахмаров в контексте интерпретирования Волжской Булгарии в современной болгарской историографии

Станчев Е.

65-84 стр.


doi.org: 10.22378/he.2019-4-1.65-84


В статье анализируются различные интерпретации и оценки творчества и идей ведущего татарского ученого Гайнетдина Ахмарова (1864–1911) в современной болгарской историографии, на основе перевода части его научного творчества на болгарский язык. В 2002 г. его очерк «История Булгарии» (1909) был опубликован в Софии, Болгарии, издательством «Огледало» («Зеркало»), чей издательский фонд включает в себя ряд других публикаций, посвященных волжско-булгарской теме. Показано, как осознанные реинтерпретации первоначальных идей Г.Н. Ахмарова, содержащиеся в этом переводе, фактически соответствует господствующим представлениям о Волжской Булгарии в современной болгарской историографии. С этой точки зрения, многочисленные комментарии, разъяснения и дополнения редакционного коллектива к этому изданию (прежде всего Татьяны Яруллиной, являющейся автором нескольких популярных квазиисторических текстов по волжско-булгарской истории в Болгарии и разделяющей общие концептуальные сходства с так называемым неоваисовским движением), не только переэкспонируют главный тезис Г.Н. Ахмарова об этнической и исторической преемственности между Волжской Булгарией и Казанским ханством, но также акцентируют на телеологическую фикцию об воспринимаемой как извечную этнической тождественности между волжскими булгарами (и, соответственно, современными казанскими татарами, считаемыми их наследниками) и болгарами на Балканском полуострове. В этом отношении показательным является частое упоминание в комментариях к тексту исторической подделки «Джагфар Тарихы», которая, несмотря на общепринятую делегитимацию в международном булгароведении, пользуется сравнительной популярностью в современной Болгарии. На основе проведенного анализа автор предлагает тезис, что публикации в Болгарии, связанные с волжско-булгарской историей (показательным примером чего является именно перевод «Истории Булгарии» Г.Н. Ахмарова), указывают на некоторые конкретные состояния, тенденции, а также методологические проблемы в болгарской исторической науке.


Ключевые слова: Г.Н. Ахмаров, Волжская Булгария, необулгаризм, болгарская историография, национализм, параистория.

Для цитирования: Станчев Е. Гайнетдин Ахмаров в контексте интерпретирования Волжской Булгарии в современной болгарской историографии // Историческая этнология. 2019. Т. 4, № 1. С. 65–84. DOI: 10.22378/he.2019-4-1.65-84


НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ахмеров Г. Избранные труды: История Булгарии. История Казани. Этнические группы и традиции татар. Казань: Татарское книжное издательство, 1998. 240 с.
  2. Ахмеров Г. История на Волжка България. С.: Огледало, 2002. 96 с.
  3. Бащу М. Сказанието за дъщерята на хана. Епосът на прабългарите 882 г. С.: Агато, 1997. 187 с.
  4. Боголюбов А.С. Муфтӣ // Ислам: Энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Ми­лославский, Ю.А. Петросян, М.Б. Пиотровский. М.: Академия наук СССР, 1991. 315 с.
  5. Василев В. «Джагфар тарихы» като извор за българската история. С.: УИ «Св. Климент Охридски», 2007. 118 с.
  6. Владимиров Г. Другата България на Волга: изгубената цивилизация. С.: Световна библиотека, 2009. 80 с.
  7. Владимиров Г. Дунавска България и Волжка България – формиране и промяна на културните модели (VII–XI в.). С.: Орбел, 2005. 158 с.
  8. Владимиров Г. Казанското ханство. История, икономика, култура. С.: Тангра ТанНакРа, 2005. 112 с.
  9. Володихин Д. Феномен фольк-хистори // Отечественная история. 2000. № 4. С. 16–24.
  10. Греков Б.Д. Волжските българи през IX–X век. С.: Дирекцията на изкуствата, Министерство на информацията и на изкуствата, 1946. 88 с.
  11. Даскалов Р. Чудният свят на древните българи. С.: ИК «Гутенберг», 2011. 240 с.
  12. Добрев П. Древността проговаря. Нов поглед към «Веда Словена» и «Джагфар-Тарихи». С.: ИК Галик, 2007. 195 с.
  13. Добрев П. Златният фонд на българската древност. С.: Тангра Тан­НакРа, 2006. 890 с.
  14. Добрев П. Стопанството и цивилизацията на Волжка България. С.: АИ «Проф. Марин Дринов», 2010. 218 с.
  15. Илиев В. Велика Волжка България. Волга – българска река. С.: Компарсита, 1993. 64 с.
  16. Иман Б. Джагфар тарихи. Свитък от булгарски летописи 1680 година. С.: Кама, 2005. 340 с.
  17. Иман Б. Джагфар тарихы. Том I – Свод Булгарских летописей 1680 год. С.: Огледало, 2001. 399 с.
  18. Миятев П. България на Волга през средните векове // През вековете. Исторически народописни и археологически статии / Ред. К. Миятев. С.: Българска историческа библиотека, 1938. С.126–145.
  19. Николов Ал. Параисторията като феномен на прехода: «преоткриването» на древните българи // Историческият хабитус – опредметената история: Сбор­ник в чест на 65-годишнината на доц. д-р Румен Донков / Сост. Ю. Тодоров, А. Лунин. С.: Исторически факултет на СУ «Св. Кл. Охридски», 2013. С. 24–62.
  20. Нурутдинов Ф.Г. Мы – булгары // Официальный сайт газеты «Дуэль». 27.01.1998. № 2(49). URL: http://www.duel.ru/199802/?2_4_1 (дата обращения: 15.06.2016).
  21. Нурутдинов Ф. Г.-Х. Несколько слов о своде // Иман Б. Джагфар Тарихы. Том первый. Свод булгарских летописей 1680 г. Оренбург: Редакция вестника «Булгария», 1993. С. 5–6.
  22. Павлов Н. Българският въпрос във Волго-Уралието (1988–2003). С.: Тангра ТанНакРа, 2003. 206 с.
  23. Петров А.Е. Необулгарская идея и легитимизация поддельного свода Джагфара // Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов / Ред. А.Е. Петров, В.А. Шнирельман, М.: ИА РАН, 2011. С. 288–296.
  24. Салахова Э.К. Деятельность Г. Ахмарова в Обществе археологии, истории и этнографии при Казанском университете // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2017. №4. С. 121–133.
  25. Салахова Э.К. Проблема преемственности Булгарского государства и Казанского ханства в трудах Г.Н. Ахмарова // Путь науки. Международный научный журнал. 2014. №3. С. 33–35.
  26. Станчев Е. Национализъм и динамика на идентичността на волжките татари (XIX – краят на XX век): Диссертация на соискание ученой степени доктора по истории, 2019.
  27. Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. М.: Наука, 1984. 216 с.
  28. Франк А. Исламская историография и «булгарская» идентичность татар и башкир в России / Пер. с английского Ильсии Хайбутдиновой. Казань: РИУ, 2008.
  29. Халил Г. Мы – болгары, а не татары. Часть 2. Казань-София: Огледало, 2002. 68 c.
  30. Халил Г., Яруллина Т. Къде е изчезнала Волжка България. Българската държавност на Волга през XX век. С.: Огледало, 2003. 82 с.
  31. Цонев В. Непознатата Волжка България. С.: Литера Прима, 2007. 144 с.
  32. Чолов П. Волжка България VII–XVI век. С.: Кама, 2008. 240 с.
  33. Шамилоглу Ю. «Джагфар Тарихы»: как изобреталось булгарское самосознание // Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов / Ред. А.Е. Петров, В.А. Шнирельман. М.: ИА РАН, 2011. С. 275–287.
  34. Шнирельман В.А. От конфессионального к этническому: булгарская идея в национальном самосознании казанских татар в XX в. // Вестник Евразии. 1998. № 1–2. С. 131–152.
  35. Яруллина Т. Алтернативни модели в историята (върху историята на Волжска България от XV–XVII в.) // Ави-тохол. Кн. 37. 2016. С. 16–36.
  36. Яруллина Т. Величието на Волжка България. С.: Огледало, 2002. 93 с.
  37. Яруллина Т. Волжка България и Европа: Историко-културологични очерци. С.: Огледало, 2008. 548 с.
  38. Barth F. Introduction // Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Difference / Ed. by F. Barth. Boston: Little, Brown and Company, 1969, pp. 9–38.
  39. Calmard J. Mollā. // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Vol. VII, MIF–NAZ / Ed. by C.E. Bosworth et al. Leiden and New York: Brill, 1993, pp. 221–225.
  40. Elenkov I., Koleva D. Historiography in Bulgaria After the Fall of Communism: Did “The Change” Happen? // Historein. 2003. Vol. 4, pp. 183–198.
  41. Friedman V. From Orientalism to Democracy and Back Again. Developing cultural identity in the Balkans // Convergence vs. Divergence / Ed. by R. Detrez, P. Plas. Berlin: PIE-Peter Lang, 2005, pp. 25–43.
  42. Geary P. Ethnic Identity as a Situational Construct in the Early Middle Ages // Mitteilungen der anthropologischen Gesellschaft in Wien. 1983. Vol. 113. pp. 15–26.
  43. Laruelle M. Religious revival, nationalism and the ‛invention of tradition’: political Tengrism in Central Asia and Tatarstan // Central Asian Survey. 2007. 26 (2), pp. 203–216.
  44. Özkırımlı U. Theories of Nationalism: A Critical Introduction. 3rd edition. Basingstoke, Hampshire, UK: Palgrave Macmillan, 2017. 256 p.
  45. Pohl W. Conceptions of Ethnicity in Early Medieval Studies // Debating the Middle Ages: Issues and Readings / Ed. by L. Little, B. Rosenwein. Oxford: Blackwell Publishers, 1998, pp. 13–24.
  46. Shnirelman V. “Christians! Go home”: A Revival of Neo-Paganism between the Baltic Sea and Transcaucasia (An Overview) // Journal of Contemporary Religion. 2002. Vol. 17. No. 2. pp. 197–211.
  47. Shnirelman V. Who Gets the Past? Competition for Ancestors among Non-Russian Intellectuals in Russia. Washington: The Woodrow Wilson Center Press, 1996. 100 p.
  48. Tyan E., Walsh J.R. Fatwā // Encyclopaedia of Islam, Second Edition, Vol. II, C–G / Ed. by B. Lewis, Ch. Pellat, J. Schacht. Leiden: Brill, 1991, pp. 866–867.
  49. Zimonyi I. The Origins of the Volga Bulghars // Studia Uralo-Altaica. 1990. 211 p.

Сведения об авторе: Станчев Евлоги Генов – кандидат исторических наук (доктор по истории в соответствии с болгарским законодательством), научный сотрудник (ассистент в соответствии с болгарским законодательством), отдел «Модерные Балканы», Институт балканистики с центром фракологии им. проф. Ал. Фола, Болгарская академия наук (1000, ул. Московска, 45, София, Болгария); evlogi.stanchev@gmail.com