Культурные коды Старо-Татарской слободы

Дусаева Э.М.

206-218 стр.


doi.org: 10.22378/he.2019-4-2.206-218


Сегодня перед Казанью стоят вопросы сохранения наследия, выбора векторов развития, корреляции символического и физического пространства. Важным является запрос на поиск собственной идентичности в условиях глобализации. В результате исследования с точки зрения видов деятельности характерных для данной территории были изучены опыты-коды, т.е. набор повторяющихся событий на протяжении истории. Старо-Татарская слобода была одной из ярких территорий, формирующих дух города. Ее характеризуют национальный, мусульманский, торговый культурные коды, основанные на опыте, которая данная территория извлекла на протяжении времени, в условиях данного ландшафта и сложившихся видов деятельности. Сегодня пространство Старо-Татарской слободы можно условно разделить на несколько зон в зависимости от образа, который создается и транслируется вовне. Это образ, сконструированный «сверху», «снизу» и зона со стертым смыслом. Переосмысление территории Старо-Татарской слободы наполнит город особым колоритом и позволит найти баланс между сохранением наследия и ответом на современные запросы, усилит уникальность в процессе глобализации.


Ключевые слова: татарская культура, Казань, культурный код, урбанистика, дух места, душа города.

Для цитирования: Дусаева Э.М. Культурные коды Старо-Татарской слободы // Историческая этнология. 2019. Т. 4, № 2. С. 206–218. DOI: 10.22378/he.2019-4-2.206-218


НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Глазычев В.Л. Город без границ. М.: Территория будущего, 2011. 398 с.
  2. Рапай К. Культурный код: Как мы живем, что покупаем и почему перевод с английского У. Саламатова. М.: Альпина Паблишер, 2015. 168с.
  3. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече, 2003. 512 с.
  4. Фридерих М. Габдулла Тукай как объект идеологической борьбы. Казань: Татар. кн. Изд-во, 2011. 343 с.
  5. Исхаков Д.М. Будущее татарской нации //Современная татарская нация: концептуальные исследования. Казань: Институт истории им Ш. Марджани АН РТ, 2007. 247 с.
  6. Бустанов А. Если без сарказма, то Казань перестала быть исламоведческим центром. URL: //https://m.business-gazeta.ru/article/426665 (дата обращения: 25.08.2019).
  7. Мухаметшина Г. Почему Казань – мусульманская столица России? URL: http://www.info-islam.ru/publ/jandeks_novosti/pochemu_kazan_musulmanskaja_ stolica_rossii/35-1-0–39069 (дата обращения: 25.08.2019).

Сведения об авторе: Дусаева Энже Мидхатовна – кандидат культурологии, доцент, Казанский федеральный университет (420008, ул. Пушкина, 1/55, Казань, Российская Федерация); edusaeva@gmail.com