Модерная этничность и ее модусы: теория и практики

Л.Р. Низамова

39-52 стр.



В центре внимания находится актуализация феномена этнического и его особенности в условиях современного (модерного) общества, усиливающаяся фрагментарность, вариативность и изменчивость этничности в обществе высокого модерна (постмодерна). С позиций критики эссенциалистского подхода и дефектов холистской, детерминистской и статичной концепции культуры выдвигается идея «модусов этничности» как множественных способов существования этнических различий и различений в поле относительно связной и устойчивой сети социальных отношений этнической общности, отличающейся от «других» и узнаваемой в своей самобытности. На основе вторичного анализа работ отечественных ученых и конкретно-социологического исследования с участием автора обосновывается правомерность, аналитическая сила и объяснительные возможности концепции «модусов» модерной этничности.


Ключевые слова: этничность, модусы этничности, эссенциализм, модерн, постмодерн, татары, Республика Татарстан, религиозность, родной язык


НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Eriksen T.H. Ethnicity and nationalism. Anthropological perspectives. London: Connecticut: Pluto Press, 1993. 173 p.

2. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика: Учеб. для вузов. М.: РГГУ, 2001. 437 с.

3. Конвенция 169. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах URL: http://www.un.org/ru/documents /decl_conv/conventions/iol169.shtml, свободный (дата обращения: 29.05.2012).

4. Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI) Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2006. 112 с.

5. Multiculturalism: critical concepts in sociology / Ed. By G.Baumann. London: Routledge, 2011. 1592 p.

6. Гирко Л.В. Реф.: Швинн Т. Многообразие модернов: конкурирующие тезисы и открытые вопросы: обзор литературы с конструктивной точки зрения // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология. Реф. журнал. 2010. № 4. С. 27 – 37.

7. Винер Б.Е. Формы этничности, бывает ли у этноса сущность и что сторонники академика Бромлея могут взять у новых теорий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т.VIII. № 2. С. 142 – 164.

8. Низамова Л.Р. Сложносоставная концепция модерной этничности: пределы и возможности теоретического синтеза // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. XII. № 1. С. 141 – 159.

9. Абдрахманов Р.Ф. Республика Татарстан // На пути к переписи / Под ред. В.А.Тишкова. М.: ОАО «Авиаиздат», 2003. С. 421 – 440.

10. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. Социологические очерки. Л.: Наука, ЛО, 1987. 174 с.

11. Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга / Под ред. В.Воронкова и И.Освальд. СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин, 1998. 303 с.

12. Карпенко О. «Быть национальным»: страх потерять и страх потеряться. На примере татар Санкт-Петербурга // Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга / Под ред. В.Воронкова и И.Освальд. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998. С. 37 – 96.

13. Phillips A. Multiculturalism without culture. Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2007. 202 p.

Сведения об авторе: Низамова Лилия Равильевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и этнической социологии факультета Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, ул. Кремлевская, д. 18, Казань, Российская Федерация); linizamova@yandex.ru


Поступила 29.04.2016   Принята к публикации 28.09.2016

Опубликована онлайн 17.11.2017