Ризаэддин Фәхреддиннең «Шура» журналындагы дини һәм милли кием белән бәйле мәкаләләре

Мифтахов И.Г.

254-268 стр.


doi.org: 10.22378/he.2020-5-2.254-268


В данной работе анализируются статьи и высказывания известного ученого, богослова, писателя и журналиста Ризаэддина Фахреддина, опубликованные в рубрике «Об одежде» журнала «Шура», где он работал главным редактором. В своих статьях Фахреддин проводит глубокий анализ религиозных, национальных, экономических и медицинских аспектов в одежде. В исследуемой работе рассматриваются такие вопросы, как наличие или отсутствие специальной одежды для мусульман и ношение одежды, традиционной для других национальностей и вероисповеданий. Фахреддин пытается объяснить, что одежда не сакральна с точки зрения ислама, что она всего лишь оказывает влияние на характер и поведение человека. Автор пишет о том, что не существует специального одеяния, предписываемого исламом для священнослужителей, и что у каждой нации есть своя одежда, соответствующая климатическим условиям и обычаям. Акцент делается на том, что ученым (улемы) и духовенству, прежде всего, следует отличаться от остальных людей хорошими знаниями и высокой нравственностью, а не внешним одеянием. Вместе с тем представителям духовенства желательно носить ту одежду, которая считается у их народа религиозной; у татар, например, отличительной особенностью одежды религиозных деятелей являются чалма и чапан. Татарский деятель занимает твердую позицию по отношению к сохранению национальной одежды, подчеркивает ее необходимость и актуальность во все времена. По его мнению, сохранить национальный костюм невозможно проповедями с кафедр мечетей, статьями в газетах и журналах. В этом вопросе основная ответственность лежит на тех, кто производит национальную одежду, и на тех, кто ее распространяет. Статьи Фахреддина в журнале «Шура», посвященные проблеме сохранения национальной одежды, являются важным источником при изучении повседневной жизни татар и передают отношение джадидов к одежде в начале XX века.


Ключевые слова: Ризаэддин Фахреддин, татары, журнал «Шура», религиозная форма, национальная одежда, начало XX века, ислам, джадидизм

Для цитирования: Мифтахов И.Г. Ризаэддин Фәхреддиннең «Шура» журналындагы дини һәм милли кием белән бәйле мәкаләләре // Историческая этнология. 2020. Т. 5, № 2. С. 254–268. https://doi.org/10.22378/he.2020-5-2.254-268


ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ

Абу Йусуф Йа’куб 2001 ‒ Абу Йусуф Йа’куб б. Ибрахим ал-Куфи. Китаб ал-Харадж / пер. с араб. и комментарии А.Э. Шмидта. Супракомментарии к переводу А.С. Боголюбова. Подготовка к изданию, вступ. статья и указатели А.А. Хисматуллина. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 2001.
Ачык йөз 1910 ‒ Ачык йөз (авторның псевдонимы) Бетсен чапан, күтәрелсен йөздән пәрдәләр. Казан: Чижова матбагасы, 1910.
Басыйрова 2018 – Басыйрова Э. Хәләл сырадан тыелырга кирәк // Акчарлак газетасы. 28 сентябрь. 2018. https://akcharlak.com/article/kh-l-l-syradan-tyelyrga-kir-k/
Ибн Динмөхәммәт 1911 ‒ Ибн Динмөхәммәт. Исгъаф әл-мәрам ган истисфа-рил-әхван // Дин вә мәгыйшәт. 1911. № 12. Б. 189.
Мәрҗани 1900 ‒ Мәрҗани Ш. Мөстәфадел-әхбар фи әхвали Казан вә Болгар. Икенче кисәк. Казан, 1900.
Насыйри 2017 ‒ Насыйри К. Кием-салым // Шура. 2017. № 18. Б. 256.
Нәдим 1909 ‒ Нәдим Г. Өч мәсьәлә. Казан: Харитонов матбагасы, 1909.
Рәмзи 1911 ‒ Рәмзи М. Гафләтмедер игъфалмедер шашкынлыкмыдыр // Дин вә мәгыйшәт. 1911. № 7. Б. 103–106.
Сахибе 1906 ‒ Сахибе (авторның псевдонимы). Чапан илә пальто гаугасы яки иске вә яңалык. Казан: Матбага-и Кәримия, 1906.
Таҗетдинов 1910 ‒ Таҗетдинов И. Мөрасәлә вә Мөхабәрә // Шура. 1910. № 2. Б. 62.
Тәъәссүфле хәлләремез 1915 ‒ Тәъәссүфле хәлләремез // әд-Дин вә әл-Әдәп. 1915. № 7. Б. 207–212.
Фәхреддин 1915а ‒ Фәхреддин Р. (журналда Р. Ф. буларак бирелгән) Кием-нәр хакында // Шура. 1915. № 8. Б. 225–228.
Фәхреддин 1915б ‒ Фәхреддин Р. (журналда Р. Ф. буларак бирелгән) Кием-нәр хакында // Шура. № 10. Б. 290–292.
Фәхреддин 1916 ‒ Фәхреддин Р. Җәвамигел-Кәлим шәрехе. Оренбург, 1916.

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар. Казань, 1930.
Таиров Н. Идел буе, Урал төбәкләрендә Ислам дине һәм татар эшмәкәрләре // Дин вә мәгыйшәт. 2012. № 25. Б. 4.
Tokpınar Mirza. Men teşebbehe bi-kavmin fe-hüve minhum’ hadisi üzerine bir inceleme // Hadis Tetkikleri dergisi. III/2. 2005. Ss. 85–109.
Yüksel Uysal Şule. «Men teşebbehe bi kavmin» hadisini küresel giyim kültürü açısından okumak // Turkish Studies International Periodical for the Languages, Literature and History of Turkish or Turkic Volume 11/7 Spring. 2016. Ss. 294–314.

Сведения об авторе: Мифтахов Ильяс Гусманович ‒ магистр отделения истории ислама Анкарского университета (Махалле Эмният, ул. Догел 6А., 06560 Йенимахалле, Анкара, Турция), dajbog12@gmail.com


Поступила 22.07.2020   Принята к публикации 02.11.2020

Опубликована онлайн 27.11.2020