Главное меню / 2016, т.1, №1 / Г.Ф. Габдрахманова

О некоторых результатах экспедиции в Республику Алтай

Г.Ф. Габдрахманова

189-197 стр.



В 2016 г. группой ученых Института истории им. Ш.Марджани АН РТ была осуществлена экспедиция в Республику Алтай. Ее целью стало выявление состояния и содержания древнетюрских родовых (племенных) идентичностей среди алтайцев, живущих на территории данного региона. Первичный анализ собранных материалов позволил сделать некоторые выводы. Родовые идентичности среди алтайцев – устойчивое явление, выполняющее функцию демографической безопасности данной этнической группы. В ходе исторического развития многие тюркские народы, вышедшие с Алтая, их утратили, т.к. в условиях смещения с разными этносами у них отсутствовала угроза генетического вымирания. У татар устремленность к объединению по принципу принадлежности к кровному сообществу сохраняется на ментальном и, отчасти, на поведенческом уровне.
Семиотика сёоков (родов) у алтайцев свидетельствует о развитии некоторых исторических процессов в тюркском мире. Так, присутствие в названиях сёоков таких терминов как кадыбас (кузнец) и кöмÿрчи (угольщик) подтверждают наличие развитой экономики добычи железа и технологии плавки высококачественной стали на Алтае в период возвышения Тюркского каганата. Легенды о происхождении родов показывают основы духовно-религиозного мира тюрков и его эволюцию. Культ волчицы – один из архаичных элементов мировоззрения тюркских народов. Данное животное – прародительница. По мере того, как менялась жизнь тюрков, по мере того, как они откочевывали все дальше на запад и выходили из-под китайской культуры, попадали под влияние ислама, представления о ней подвергались трансформации. У каждого тюркского народа формировались свои представления о ее местонахождении и ее окраске.


Ключевые слова: Алтай, тюрки, идентичность, сёок, структура, семантика, культ волка


НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие / редколл. Н.В. Екеев (отв. ред.), Н.М. Екеева, Э.В. Енчинов; НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. Горно-Алтайск, 2014. 464 с.

2. Бельчекова М.С. Основы вероучения // Религиозные деноминации в Республике Алтай / Редколл.: к.и.н. Н.В. Екеев, к.и.н. Н.О. Тадышева (отв. ред.), к.полит.н. Г.Б. Эшматова; БНУ РА «Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова». Горно-Алтайск: ООО «Горно-Алтайская типография», 2015. С.355–375.

3. Гордлевский В.А. Что такое «босый волк»? (К толкованию «Слова о полку Игореве») // Известия АН СССР. 1947. Т. VI. Вып. 4. С. 317–337.

4. Горный Алтай и его население. Т.1. Кочевники Бийского уезда. Выпуск 1. Сост. С.П. Швецов. Барнаул, 1900. 56 с.

5. Давлетшин Г. Культ животных у древних тюрков // Татарский мир. Татар дөньясы. 2007. №1. URL: http://tatworld.ru/article.shtml?article=765 (дата обращения: 20.08.2016).

6. Квилинкова Е.Н. Культ волка у гагаузов сквозь призму этнокультурных символов. Кишинев, 2014. 472 с.

7. Екеев Н.В. Алтай: История и культура (избранные труды) / БНУ РА «научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова». Горно-Алтайск: ООО «Горно-Алтайская типография», 2015. 472 с.

8. Екеев Н.В. Алтайская этногония (состав, типология, этимология, стратиграфия) // Древности Алтая. Горно-Алтайск, 2002. Вып. 8. С.120–136.

9. Екеев Н.В. Об этнонимах «белые и черные калмаки» (К этнической истории алтайцев ХVII–ХVIII веков) // Проблемы изучения истории и культуры Алтая и сопредельных территорий. Горно-Алтайск,1992. С.114–119.

10. Тадина Н.А. О трех линиях родства у алтайцев. URL: http://new.hist.asu.ru /naltai/ualtairodstvo.html (дата обращения: 19.08.2016).

Сведения об авторе: Габдрахманова Гульнара Фаатовна – доктор социологических наук, заведующая отделом этнологических исследований Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); medi54375@mail.ru


Поступила 25.05.2016   Принята к публикации 04.10.2016

Опубликована онлайн 17.11.2017