Главное меню / 2018, т.3, №2 / Л.Н. Донина
Классическое хореографическое наследие XIX в. в Казанском театре: вчера и сегодня Л.Н. Донина
209–233 стр. doi.org: DOI: 10.22378/he.2018-3-2.209-233 В середине XIX в. Казань имела прочную славу театрального города. С 1791 г. Ведёт начало казанский русский большой драматический театр. 1874 г. По праву считается днём рождения казанского оперного театра. Наряду с Казанским университетом они сыграли значительную роль в формировании демократических тенденций в общественном движении на территории края, культурном развитии общества, им принадлежит важнейшая заслуга в возникновении и развитии татарского национального театра. Театр всегда входил в сферу интересов государственной политики. До революции в Казани было семь театральных зданий. Каждый сезон в Городском театре характеризовался появлением шедевров западноевропейской и русской опер. Первая профессиональная школа хореографии в Казани была открыта в 1912 г. Стараниями Н.М. Петипа. В 1914 г. В Городском театре был поставлен первый одноактный балет. После революции 1917 г. Были организованы четыре показательных театра. В 1924 г. Создаётся специальная «Комиссия по организации татарской оперы», результатом деятельности которой стала первая национальная опера «Сания». В 1939 г. Образована постоянная оперная труппа, получившая официальное название «Татарский государственный оперный театр». Вскоре после открытия театра главный балетмейстер Г.Х. Тагиров поставил первый классический балет. В 1941 г. Театр был переименован в Татарский государственный театр оперы и балета. В классическом репертуаре предпочтение отдавалось балетам М.И. Петипа, которые и сегодня являются основой репертуара и школой высшего мастерства любого театра. В статье, на примере анализа первых и последних постановок балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Баядерка» на широком историческом фоне, рассматривается, как в театре создавалась и развивалась профессиональная балетная школа. Первыми балетмейстерами, танцовщиками Большого и Мариинского театров, постоянной труппе театра был передан бесценный опыт постановок в хореографической редакции М.И. Петипа на сцене Императорских театров, ключи к пониманию структуры классических балетов, что явилось фундаментом для формирования традиций казанского театра. В XXI в. ТАГТОБ им. М. Джалиля работает с разными художниками и артистами. Трепетное отношение к основе первоисточников, профессиональное переосмысление нововведений; наличие собственной хореографической школы; сохранение традиций сценографии, заложенных П.Т. Сперанским, позволяют театру иметь выдающиеся образцы хореографического наследия XIX столетия в репертуаре. Театр по праву и с гордостью носит звание «академического», потому что способен поддерживать сложнейшую традиционную форму классического балета, включающую декорации, костюмы и школу хореографии. Серьёзным ежегодным экзаменом этому служит беспрецедентный по масштабу и значимости Международный фестиваль имени Рудольфа Нуриева. Ключевые слова: балет, профессиональная хореографическая школа, сохранение традиций, сценография, татарский театр. Для цитирования: Донина Л.Н. Классическое хореографическое наследие XIX в. В Казанском театре: вчера и сегодня // Историческая этнология. 2018. Т. 3, № 2. С. 209–233. DOI: 10.22378/he.2018-3-2.209-233
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Сведения об авторе: Донина Лариса Николаевна – кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, отдел этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Батурина, 7А, Казань, Российская Федерация); lis.art@mail.ru
|