Тюркский след в древнерусской книжной иконографии на примере миниатюр «Царь Давид и музыканты» Ипатьевской (Годуновской) псалтыри 1594 г.

Есипова М.В.

6-25 стр.


DOI: 10.22378/he.2019-4-1.6-25


В статье рассматривается миниатюра «Царь Давид и музыканты» из создан-ной в Москве Ипатьевской Псалтыри 1594 г., которая фактически является неточ-ной копией миниатюры более ранней Лицевой Псалтыри середины XVI в. (воз-можно обе имели некий общий более древний образец). Дана краткая иконографическая история каждого изображенного музыкаль-ного инструмента с привлечением византийских источников. Акцент сделан на изображениях смычкового инструмента: инструмент, изображенный в Псалтыри середины XVI в. (тип фиделя) встречается в византийской иконографии XI–XII вв., а смычковый в Ипатьевской Псалтыри совершенно уникален, он более всего напоминает тюркский кобуз, что вполне согласуется с историческим контекстом (наличие тюркских поселений в Москве XVI в., христианизация тюркского населения и т.п.). Анализируются надписи-«глоссы», поясняющие изображения, которые в Псалтыри середины XVI в. следуют древней византийской традиции (указаны имена библейских храмовых музыкантов) и «инновационны» в Ипатьевской Псалтыри (здесь приводятся не имена, а названия музыкантов или их инструмен-тов). Музыкальные термины, зафиксированные на миниатюре Ипатьевской Псал-тыри, ярко отражают не только языковую ситуацию Руси XVI в.: сочетание древ-нерусских славянских (бубники, трубники), тюркских и тюрко-персидских (дом-ры, сурначи) и западноевропейских («цытры», лютники) слов, вошедших в рус-ский язык, но и проецируют изменение умонастроений в среде духовенства. Предлагается трактовка до сих пор необъясненного филологами слова «клышни-ки», которым обозначены исполнители на смычковом инструменте («лик клышни-ков»).


Ключевые слова: музыкальная иконография, древнерусская книжная миниатюра, Ипатьевская (Годуновская) Псалтирь 1594 г., царь Давид и музыканты, византийские музыкальные инструменты, смычковый кобуз, клышники, древнерусская музыкальная терминология.

Для цитирования: Есипова М.В. Тюркский след в древнерусской книжной иконографии на примере миниатюр «Царь Давид и музыканты» Ипатьевской (Годуновской) псалтыри 1594 г. // Историческая этнология. 2019. Т. 4, № 1. С. 6–25. DOI: 10.22378/he.2019-4-1.6-25


Список литературы

  1. Агаева С. Музыкальные инструменты средневековья в трактатах Абдулгадира Мараги // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч. 1. М.: Советский композитор, 1987. С. 189–196.
  2. Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена прозвища и фамилии. М.: Наука, 1974. 382 с. URL: https://nashol.com/20180714101926/onomastikon-drevnerusskie-imena-prozvischa-i-familii-veselovskii-s-b-1974.html (дата обращения: 02.04.2019).
  3. Государственный исторический музей. Альбом. М.: Интербук-бизнес, 2006, № 1, илл. с. 138.
  4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. II. М.: Издание М.О. Вольфа, 1881. 810 с.
  5. Есипова М.В. История и география распространения древнетюркского термина «кобуз» («музыкальный инструмент») // Научный Татарстан. 2013. № 3. С. 26–35. URL: http://www.antat.ru/ru/izdatelstvo-fen/izdaniya/journals/nauchnyy-tatarstan/nt/НТ-3-2013.pdf (дата обращения: 02.04.2019)
  6. Есипова М.В. К проблеме идентификации смычкового кобуза» // Материалы I Международной научно-практической конференции «Традиционная культура тюркских народов в изменяющемся мире» (12–15 апреля 2017). Казань: Изд-во «Ак Буре», 2017. С. 159–162.
  7. Древняя Русь глазами иностранцев. Гравюры из книги Сигизмунда Герберштейна «Записки о Московитских делах» URL: https://www.booksite.ru/ enciklopedia/album/index.htm (дата обращения: 02.04.2019).
  8. Карион Истомин. Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных греческих же латинских и польских со образованми вещей и с нравоучительными стихами. М.: Печатный двор, 1694. 44 илл.
  9. Коляда Е.И. Музыкальные инструменты в Библии. Энциклопедия / Научная и энциклопедическая редактура М.В. Есиповой. М.: ИД «Композитор», 2003. 400 с.
  10. Макаров Г.М. Классические инструментальные традиции мусульманского Востока в старотатарской музыкальной культуре // Исламское искусство в Волго-Уральском регионе / науч. ред. Г.Ф. Валеева-Сулейманова. Казань, 2002. С. 121–148.
  11. Монахиня Сергия (Королева). От Золотой Орды до Верного. Часть 2 // Русская народная линия. Июнь 2010. URL: https://pravoslavie.ru/38349.html (дата обращения: 02.04.2019).
  12. Сазонов К. Домра. URL: https://www.chitalnya.ru/work/2192418/ (дата обращения: 02.04.2019).
  13. Словарь обиходного русского языка Московской Руси XVI–XVII веков. Вып. 5 / Под ред. О.С. Мжельской. СПб.: Наука, 2012. 342 c.
  14. Срезневский И.И. Материалы для Словаря древне-русского языка по письменным памятникам. 626 c. URL: http://oldrusdict.ru/dict.html (дата обращения: 02.04.2019).
  15. Цицикян А. Древнее изображение смычкового инструмента из раскопок Двина // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч. 1. М.: Советский композитор, 1987. С. 164–188.
  16. Butler P. The medieval viol. URL: http://crab.rutgers.edu/~pbutler/viol/ viol.html (сайт Ратгерского университета, Нью-Джерси) (дата обращения: 02.04.2019).
  17. Farmer H.G. ʿAbdalqādir ibn Ġaibī on Instruments of Music // Oriens. 1962, Vol. 15, pp. 242–248.
  18. Farmer H.G. Byzantine Musical Instruments in the Ninth Century // The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. No. 2 (Apr., 1925), pp. 299–304. То же – Ninth Century Musical Instruments. London, 1931.
  19. Kaempfer E. Amoenitatum exoticarum politico-physico-medicarum fascicule V, quibus continentur variae relationes, observationes et descriptiones rerum Persicarum et ulterioris Asiae, multa attentione, in peregrinationibus per universum Orientem, collectae ab auctore Engelberto Kaempfero. Lemgo: Heinrich Wilhelm Meyer, 1712. [16] p. (praef.), 912 p., [32] p. (index), 90 grav. sur cuivre.

Сведения об авторе: Есипова Маргарита Владимировна – кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра методологии исторического музыкознания Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (125009, ул. Большая Никитская, 13/6, Москва, Российская Федерация); старший научный сотрудник Государственного института искусствознания (125009, Козицкий пер., 5, Москва, Российская Федерация); esipova.margo@yandex.ru