Главное меню / 2020, т.5, №1 / Абдуллаев Р.М.

Реформаторское движение в Поволжье и Центральной Азии в конце XIX – начале ХХ вв.

Абдуллаев Р.М.

27-41 стр.


doi.org: 0.22378/he.2020-5-1.27-41


В статье освещаются важнейшие аспекты мировоззренческой, культурной и политической жизни народов Центральной Азии в конце ХIХ – начале ХХ вв. Автор констатирует, что многие идеологические концепции, которые формировались в это время, были ориентированы не только на сохранение духовных ценностей, но и на реализацию задач культурной эмансипации и модернизации традиционного общества, а также скорейшей ликвидации политической, социально-экономической отсталости мусульманского мира. В работе отмечается, что в этот период последовательными сторонниками реформаторских идей в Центральной Азии и в других мусульманских регионах Российской империи выступили известные просветители и джадиды (Ш. Марджани, С. Максудов, А.З. Валиди, И. Гаспринский, М. Бехбуди, А. Фитрат и др.). В это время они в сотрудничестве со своими единомышленниками целенаправленно отстаивали жизненно важные интересы своих народов.


Ключевые слова: реформаторское движение, джадидизм, традиционное общество, мусульманский мир, модернизация, просветительство, политическая жизнь

Для цитирования: Абдуллаев Р.М. Реформаторское движение в Поволжье и Центральной Азии в конце XIX – начале ХХ вв. // Историческая этнология. 2020. Т. 5, № 1. С. 27–41. DOI: 10.22378/he.2020-5-1.27-41


НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алимова Д., Рашидова Д. Махмуд-ходжа Бехбуди и его исторические воззрения. Ташкент: Маънавият, 1998. 40 с.
  2. Бехбудий М. Баени хакикат // Улуг Туркистон (Священный Туркестан). 1917, 12 июнь.
  3. Гайсина Л.Р. Этнический состав населения «новых частей» городов Русского Туркестана // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 354. С. 71–73.
  4. Климович Л. Ислам в царской России. М.: Гаиз, 1936. 225 с.
  5. Котюкова Т.В. Окраина на особом положении… Туркестан в преддверии драмы. М.: НПК, 2016. 391 с.
  6. Мараш И. Религиозное обновление в тюркском мире (1850–1917). Казань: Иман, 2005. 199 с.
  7. Абдурашидхонов Мунавварқори. Танланган асарлар. Тошкент: Маънавият, 2003. 304 б.
  8. Тугон З.В. Уюшмаган миллат инкирозга махкум // Турон тарихи. Тошкент, 1992. №1. С. 21–22.
  9. Туркестанский голос. 1917, 15 января.
  10. Улуг Туркистон (Великий Туркестан). 1917, 25 апреля.
  11. Фитрат А. Мухторият // Хуррият (Свобода). 1917, 5 декабря.
  12. Фитрат А. Рассказы индийского путешественника (Бухара, как она есть). Ташкент, 2007. 95 с.
  13. Фитрат А. Спор бухарского мударриса с европейцем в Индии о новометодных школах («Истинный результат обмена мыслей»). Самарканд, 1913. 101 с.
  14. Хакимов Р. Традиционный ислам у татар. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. 188 с.
  15. Центральный Государственный Архив Республики Узбекистан. Ф. 39. Оп. 1. Д. 11 Л. 8.
  16. Шигабдинов Р.Н. Ахметзаки Валиди Тоган: между Россией и Туркестаном (Политическая деятельность учёного) // III востоковедческие чтения памяти Н.П. Остроумова. Ташкент. 2011. С. 182–227.
  17. Шигабдинов Р.Н. Депутат Государственной Думы России С.Н. Максудов и его поездка в Бухарский эмират в 1910 г. // Российско-узбекистанские связи в контексте многовековой исторической ретроспективы. Ташкент, 2013.
  18. Эркаев А. Духовность – энергия независимости. Ташкент: Маънавият, 1998. 180 с.
  19. Юзеев А.Н. Просветительская мысль татарского народа (XIX – нач. ХХ вв.). Казань: Таткнигоиздат, 2014. 416 с.
  20. Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани как историк. Казань: Таткнигоиздат, 1981. 230 с.
  21. Khalid A. The politics of muslim cultural reform. Jadidism in Central Asia. Berkeley-Los Angeles-Oxford, 1999. 400 p.

Сведения об авторе: Абдуллаев Ровшан Маджидович – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории Академии наук Республики Узбекистан (100060, проезд Шахрисабзский, 5, Ташкент, Республика Узбекистан); ravshan56@mail.ru