Главное меню / 2021, т.6, №2 / Сураганова З.К., Сарсембина К.К.

Кумысные праздники, ритуалы и церемонии в контексте помнящей культуры Великой степи

Сураганова З.К., Сарсембина К.К.

257–270 стр.


doi.org: 10.22378/he.2021-6-2.257-270


В статье на основе письменных и полевых источников рассматриваются кумысные праздники, ритуалы и церемонии в исторической ретроспективе и современной реальности. На основе китайских, армянских, среднеазиатских источников XIII–XVII вв. показано ритуальное значение кумыса, который на протяжении столетий сохранял роль главного церемониального атрибута в рамках воинских ритуалов и жертвоприношений в культуре народов Центральной Азии. Кумысом кропили боевые штандарты накануне сражения. Он выступал в качестве жертвенного возлияния небу, сторонам света, горам. Кумыс являлся престижным напитком и обязательным угощением как в кибитке простого степняка, так и на государст-венных приемах и празднествах великих степных империй. Этот напиток выступал главным угощением на пиру. Порядок его распределения семантически обозначал иерархии в степных империях. В казахской степи традиции кумысных церемоний и праздников продолжают, согласно этнографи¬ческим источникам XIX–XX вв., сохранять устойчивость. В ХХ в. по-прежнему отмечается престижный характер кумыса у казахов, указывается обрядовый характер кумысных угощений. В настоящее время кумыс в Казахстане по-прежнему выполняет роль престижного напитка, который присутствует не только в календарной обрядности, но и на пирах, устраиваемых во время обрядов жизненного цикла. Полевые исследования, проведенные в июле – сентябре 2021 г., дают основание говорить не только об устойчивости кумысных праздников в рамках весенней и осенней календарной обрядности, но и их актуализации в виде представления как элемента нематериального культурного наследия. В отличие от Средневековья в церемонии угощения кумысом сегодня отмечается изменение характера обряда и цели. Возникший в глубокой древности комплекс кумысных праздников рассматривается сегодня казахами как культурное наследие, как место памяти. Его используют в качестве символического капитала для организации и проведения различных мероприятий.


Ключевые слова: қымызмұрындық, сірге жияр, место памяти, кумысные ритуалы и церемонии, казахи

Для цитирования: Сураганова З.К., Сарсембина К.К. Кумысные праздники, ритуалы и церемонии в контексте помнящей культуры Великой степи // Историческая этнология. 2021. Т. 6, № 2. С. 257–270. https://doi.org/10.22378/he.2021-6-2.257-270


ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ

Бабур-наме (Записки Бабура) / пер. М. Салье. Ташкент: Изд. ЦК КП Узбекистана, 1982. Кн. 2.
Бартольд В.В. Церемониал при дворе узбецких ханов в XVII веке // Сборник в честь семидесятилетия Григория Николаевича Потанина. СПб: типография В.Ф. Киршбаума (отд-ние), 1909 (Записки Русского географического общества: по Отделению этнографии / ред. д. чл. А.Д. Руднев. Т. 34). С. 293–308.
Владимирцов Б.Я. Чингис-хан. Берлин, Петербург, Москва: Издательство З.И.Гржебина, 1922.
Гандзакеци К. История Армении / пер. с древнеарм., предисл. и коммент. Л.А.Ханларян. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1976.
История монголов по армянским источникам / пер. и объяснения К.П. Пат-канова. Вып. 1, заключающий в себе извлечения из трудов Вардана, Стефана Орбелиана и Констабля Сембата. 1873. VIII.
Казахи. Историко-этнографическое исследование. Алматы: Казахстан, 1995.
Казахстан: Традиционные весенние праздничные обряды казахских коневодов были включены в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества 2018. http://ru.unesco.kz/kazakhstan-traditional-spring-festive-rites-of-the-kazakh-horse-breeders-inscribed-on-the (Дата обращения 03.09.2021).
Мэн-Да-бэй-лу. Записка о монголо-татарах // Васильев В.П. История и древности восточной части Средней Азии от X до XIII века, с приложением перевода китайских известий и киданях, чжурчженях и монголо-татарах. СПб.: тип. Имп. АН, 1857. С. 216–235.
ПМА 2021 – Полевые материалы авторов. Акмолинская, Карагандинская, Павлодарская области. Июль – август 2021 (дневники 1, 2, 3).
Пэн Да-я и Сюй Тин. Краткие сведения о черных татарах // Проблемы востоковедения. 1960. № 5. С. 133–158.
Руденко С.И. Очерк быта северо-восточных казаков // Казаки: сборник статей Антропологического отряда Казакстанской экспедиции Академия наук СССР: исследование 1927 г. / ред. изд. С.И. Руденко. Л.: Издание Акад. наук СССР, 1930. Вып. 15. С. 1–72.
Фиельструп Ф.А. Молочные продукты питания турков-кочевников // Казаки: сборник статей Антропологического отряда Казакстанской экспедиции Академия наук СССР: исследование 1927 г. / ред. изд. С.И. Руденко. Л.: Издание Акад. наук СССР, 1930. Вып. 15. С. 263–302.
Юань Чао Ви Ши. Монгольский обыденный изборник // Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongгol-un niгuča tobčiyan. Юань чао би ши. Монгольский обыденный изборник. / отв. редактор А.П. Баранников; предисл. Н.Н. Поппе. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1941. Т. I: Введение в изучение памятника, перевод, тексты, глоссарии. С. 9–199.

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации к исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / сос., пер. с фр., предисловие, вступит. статья, комментарии А.Б. Гофмана. М.: КДУ, 2011. С. 55–124.
Нора П., Озуф М., Пюимеж Ж. Де и др. Франция – память / пер. с фр. Д. Хапаевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.
Султанова М.Э., Шайгозова Ж.Н. Живое наследие Терисаккана: первый кумыс и священное гостеприимство в праздничной весенней обрядности // Известия Национальной академии наук Республики Казахстан. 2017. № 5 (315). Серия общественных и гуманитарных наук. С. 203–212.
Хаттон П. История как искусство памяти / пер. с англ. В.Ю.Быстрова. СПб.: Фонд «Университет»: Владимир Даль, 2003.
Юрченко A.Г. Кумысная церемония при дворе Бату-хана // Mongolica-VII / ред. кол.: И.В. Кульганек (председатель), Л.Г. Скородумова, Н.С. Яхонтова. СПб., Петербургское Востоковедение, 2007. С. 62–70.
Юрченко А.Г. Элита Монгольской империи: время праздников, время казней. СПб.: Евразия, 2012.

Сведения об авторах: Сураганова Зубайда Кабиевна – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Бозок» (Z00T2C9, пр-т Таеулсиздик, 54, блок 6, Нур-Султан, Республика Казахстан); e-mail: suraganova_zk@mail.ru; Сарсембина Куралай Куандыковна – кандидат исторических наук, доцент, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Z01A3D7, ул. К.И. Сатпаева, 2, Нур-Султан, Республика Казахстан); e-mail: kuralai_sk@mail.ru


Поступила 24.09.2021   Принята к публикации 22.11.2021

Опубликована онлайн 29.11.2021