Этничность и традиция в меняющихся коммуникационных контекстах: взгляд через «галактики» Гутенберга, Маклюэна и Цукерберга

Сагитова Л.В.

443-456 стр.


doi.org: https://doi.org/10.22378/he.2022-7-3.443-456


В статье анализируются феномены этничности и традиции в контексте развития общества от традиционного типа – к глобализированному. В предпринятом анализе различных подходов к их интерпретации, рассматриваются уязвимые позиции таких направлений, как примордиализм, конструктивизм, инструментализм. В качестве альтернативы, помогающей устранить спорные моменты, предпринимается попытка использования теорий М. Маклюэна и Э. Кастельса. Применение парадигмы информационализма предоставляет возможность использовать оптику коммуникации для анализа трансформации смыслового и функционального содержания культурной/ этнической традиции в жизни общества. Влияние эволюции средств массовой коммуникации на бытование культурной традиции прослеживается в рамках различных социальных систем: первобытная родовая община и аграрное общество; индустриальное и постиндустриальное; глобализированное и цифровое общество. Сопоставительный анализ характерных черт социального развития каждого из типов обществ призван выявить факторы, влияющие на трансформацию функционального и смыслового континуума традиционной/этнической культуры в разные эпохи. Одними из существенных аспектов этих изменений следует назвать: изменение роли и функции традиционной культуры в жизни общества; трансформация субъектно-объектных отношений в коммуникационном поле, формирующем представления об этничности и традиции. Это, в свою очередь, существенно влияет на идентификационные процессы на личностном и групповом уровнях современного социума.


Ключевые слова: этничность, этническая культура, традиционная культура, коммуникация, средства массовой коммуникации, традиционализм, глобализация, глокализация

Для цитирования: Сагитова Л.В. Этничность и традиция в меняющихся коммуникационных контекстах: взгляд через «галактики» Гутенберга, Маклюэна и Цукерберга // Историческая этнология. 2022. Т. 7, № 3. С. 443–456. https://doi.org/10.22378/he.2022-7-3.443-456


НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001.
Барт Ф. Введение // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сборник статей / под ред. Ф. Барта, пер. с англ. И. Пильщикова. М.: Новое издательство, 2006. С. 9–49.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Изд-во «Наука», 1983.
Гофман А.Б. От какого наследства мы отказываемся? Социокультурные традиции и инновации в России на рубеже XX–XXI веков // Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики / под ред. А.Б. Гофмана. М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2008. С. 9–63.
Гофман А.Б. Традиции // Культурология XX век. Энциклопедия. Гл. ред. С.Я. Левит. Т.2. СПб.: Университетская книга, 1998.
Засурский Я.Н. Информационное общество и СМИ // Национальные модели информационного общества / отв. ред. и сост. Е.Л. Вартанова, науч. ред. Н.В. Ткачева. М.: Изд-во «ИКАР», 2004. С. 2–9.
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М.: Гиперборея, Кучково поле, 2007.
Махмутов З.А. Языковой ландшафт татарского Интернета. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015.
Махмутов З.А., Габдрахманова Г.Ф. Особенности этнической идентичности виртуальных татарских сообществ в социальной сети ВКонтакте // Историческая этнология. 2016. Т. 1, № 2. С. 276–292.
Мочалова И.Н. К вопросу о становлении философской терминологии: идея и эйдос в философии Платона // Вестник русской христианской гуманитар. академии: науч. журн. 2007. Т. 8. Вып. 2. С. 73–80.
Сагитова Л.В. Социология в исследовании культур: перспективы междисциплинарного подхода // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2014. № 6. С. 40–46.
Тишков В.А. Идентичность и культурные границы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. статей / под ред. М.Б. Олкотт, В. Тишкова и А. Малашенко; М.: Моск. Центр Карнеги, 1997. С. 15–44.
Тишков В.А. Реквием по этносу. М.: Наука, 2003.
Янг К. Диалектика культурного плюрализма: концепция и реальность // Этничность и власть в полиэтнических государствах. М.: Наука, 1994. С. 116–117.
Appadurai A. Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy // Theory, Culture & Society. 1990. Vol. 7, Issue 2–3. P. 295–310. https://doi.org/10.1177/026327690007002017
Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, 1996.
Dawkins R. The Extended phenotype. Oxford: W.H. Freeman, 1982.
Hobsbawm E. J. Nations and nationalism since 1780. Cambridge етс., 1990.
Hobsbawm E., Ranger T. (eds). The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.
Shaw P., Wong Y. Genetic Seeds of Warfare. Evolution, Nationalism and Patriotism. London: Unwin Human, 1989.
Smith A.D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford: Basil Blackwell Publishing, 1987.
Greenberg S.B. Race and State in Capitalist Development: Comparative Perspectives. New Haven and London: Yale University Press, 1980.
Van den Berghe P. The Ethnic: Phenomenon. Norwich, UK: Elsevier Press, 1981.

Сведения об авторе: Сагитова Лилия Варисовна, доктор политических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела этнологических исследований, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Батурина, 7А, Казань, Российская Федерация); liliya_sagitova@mail.ru


Поступила 15.06.2022   Принята к публикации 01.08.2022

Опубликована онлайн 15.12.2022