Мольер на татарской сцене
Шевченко Е.Н.
276-294 стр.
doi.org: 10.22378/he.2024-9-2.276-294
Резюме. В процессе формирования татарской национальной драматургии и становления татарского театра немалую роль сыграла русская и зарубежная классика. К западной драматургии татарский театр обращался с первых лет своего существования. Из обширного мирового драматургического наследия особенно востребованными оказались пьесы Шекспира, Шиллера и Мольера. По числу обращений в этой триаде великих Мольер находится на третьем месте, но не уступал английскому и немецкому драматургам по своей значимости для развития татарской театральной культуры. Мольер стоял у её истоков, его пьесы ставились уже в трёх дореволюционных труппах «Сайяр», «Нур» и «Ширкат». Французский драматург в значительной степени повлиял на формирование комедийной жанровой линии молодого татарского театра. Пьесы Мольера не сходят с его афиш вплоть до наших дней. В статье рассматривается рецепция драматургии Мольера татарским театром на различных этапах его развития.
Ключевые слова: татарский театр, Мольер, французская драматургия, комедия, сценическая интерпретация
Для цитирования: Шевченко Е.Н. Мольер на татарской сцене. Историческая этнология. 2024. Т. 9. № 2. С. 276–294. https://doi.org/10.22378/he.2024-9-2.276-294
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Арсланов М.Г. Татарское режиссёрское искусство (1906–1941). Казань: Тат. кн. изд., 1992.
Арсланов М.Г. Татарское режиссёрское искусство (1941–1956). Казань: Тат. кн. изд., 1996.
Арсланов М.Г. Татарское режиссёрское искусство (1957–1990). Казань: Фикер, 2002.
Игламов Н.Р. Дон Жуан // Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала. Сто десять лет. В трёх томах. Том 3. Казань: Заман, 2019a. С. 197–203.
Игламов Н.Р. Тартюф // Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала. Сто лет. В двух томах. Том 1. Спектакли. Казань: Заман, 2009. С 205–206.
Игламов Н.Р. Тартюф (2010). Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала. Сто десять лет. В трёх томах. Том 3. Казань: Заман, 2019б. С. 79–80.
Игламов Р.М. Творчество Празата Исанбета // Испытание временем. Казань: Отечество, 2007. С. 47–53.
Илялова И.И. Современное звучание мировой классики на татарской сцене // Tatarica. 2016. №1 (6). С. 137–162.
Илялова И.И. Театр имени Тинчурина. Казань: Идел-Пресс, 2002.
Салихова А.Р. Особенности формирования и развития татарского сценического искусства. Казань: ИЯЛИ, 2016.
Мировая классика на провинциальной сцене: русские и татарские театры Казани за два столетия / О.О. Несмелова, В.Б. Шамина, Е.Н. Шевченко и др. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018.
Султанова Р.Р. Сценография татарского театра: основные этапы и закономерности развития (ХХ – начало ХХI вв.). Казань: ИД «Казанская недвижимость», 2019.
Хомайко Ю.Н. Театр французского классицизма // Всеобщая история театра. М.: Эксмо. 2012. С. 323–362.
Шевченко Е.Н. «Дон Жуан» в театрах Казани: сценические интерпретации Фарида Бикчантаева и Григория Дитятковского // Театр и драма: эстетический опыт эпохи: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 11 октября 2022 г. / Министерство культуры Новосибирской области, Новосибирский государственный театральный институт; редкол.: Т.И.Печерская, Я.О.Глембоцкая, Л.П.Шатина [и др.]. Новосибирск: НГТИ, 2023. Вып. 10. С. 28–37.
Сведения об авторе: Шевченко Елена Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра искусствоведения, Институт языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. К. Маркса, 12/4, Казань, Российская Федерация); https://orcid.org/0009-0007-4719-0314; e-mail: elenachev@inbox.ru
Поступила 1.03.2024 Доработана после рецензирования 1.04.2024 Принята к публикации 22.04.2024
Опубликована онлайн 23.07.2024
|
|