Главное меню / 2024, т.9, №2 / Галимзянова А.Т.

Информативные возможности аудиовизуальных источников при изучении истории и культуры татарского народа

Галимзянова А.Т.

174-183 стр.


doi.org: 10.22378/he.2024-9-2.174-183


Резюме. Кино является ценнейшим источником при изучении общественно-политических, социально-культурных процессов. Этим объясняется популярность использования кинодокументов в научно-исследовательской деятельности ученых, в том числе историков. В статье дается краткий обзор содержания фильмов казанских киноработников с акцентом на киноленты, посвященные юбилейным датам Татарской АССР. Автор выявляет основные идеи, которые продвигали создатели фильмов и как они менялись со временем. Подчеркивается присутствующая во всех фильмах пропагандистско-агитационная задача, которая в условиях национального региона всегда сопровождалась демонстрацией исторической и этнокультурной специфики региона. Основываясь в научно-исследовательской деятельности на принципах историзма, объективности, комплексности, а также используя герменевтический метод при интерпретации аудиовизуальных источников, сделан вывод о том, что материалы кинохроники могут служить информативным источниковым материалом по культурной, экономической и политической жизни республики в советское время.


Ключевые слова: документальное кино, аудиовизуальный источник, Татарская АССР, Казанская студия кинохроники

Для цитирования: Галимзянова А.Т. Информативные возможности аудиовизуальных источников при изучении истории и культуры татарского народа. Историческая этнология. 2024. Т. 9. № 2. С. 174–183. https://doi.org/10.22378/he.2024-9-2.174-183


ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ

ГА РФ. Ф. А-546. Оп. 1. Д. 1139. Л. 175.
ГА РТ. Ф. 1337. Оп. 31. Д. 164.
РГАКФ. Татария, год 1970. 1970. Учетный номер документа 21120 части 1–4.
РГАКФ. Советская Татария. 1950. Учетный номер документа 7319 части 1–4.
 

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев И.Н. Рубежи кинодокументалистов Татарии. Казань, 1974.
Алексеева Е.П. Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской губернии (1897–1917 гг.). Казань, 2007.
Беляков В.К. Историко-художественный потенциал дореволюционной кинохроники. Дис. … канд. наук искусствоведения. М., 2019.
Галимзянова А.Т. Организация деятельности казанских киношников (1961–1991) // История повседневности. 2021. № 3 (19). С. 64–71.
Галимзянова А.Т. Становление и развитие Казанской студии кинохроники (1961–1991 гг.). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2020.
Галимзянова А.Т., Галлямова А.Г. Путь длиною в два десятилетия: как создавалась первая коллективная монография ИЯЛИ по «Истории Татарской АССР» // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11. №1. С. 202–219. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2023-11-1.202-219
Горохов С.Н. Аудиовизуальные документы о прошлом и настоящем // Эхо веков. 2008. № 2. С. 20–22.
Звонарева М.С. Документальное кино как исторический источник: особенности анализа и интерпретации // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2019. № 3. С. 98–107.
Листов B.C. История смотрит в объектив. М.: «Искусство», 1974.
Трофимов Е.А. Игровой фильм как исторический источник (на примере изучения кинодокументов по истории алжирского кризиса 1954–1962 гг.) // Вестник РГГУ. Серия: Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность. 2011. № 18 (80). С. 201–212.
 

Сведения об авторе: Галимзянова Алина Тагировна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудникотдела новейшей истории, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация); https://orcid.org/0000-0003-1988-0522; e-mail: alisabitva@mail.ru


Поступила 16.02.2024 Доработана после рецензирования 25.02.2024   Принята к публикации 29.03.2024

Опубликована онлайн 23.07.2024