Мусульмане Волго-Уральского региона в ожидании конца света: нарративы, акторы и тексты 1920-х – 1940-х годов
Гусева Ю.Н.
548-564 стр.
doi.org: https://doi.org/10.22378/he.2024-9-4.548-564 EDN: https://elibrary.ru/FLPBST
Резюме. В фокусе внимания – апокалиптический нарратив о конце света (ахир заман) и приближении Судного дня (киямат) в «святых письмах», имевших хождение в сельской среде волго-уральских мусульман в 1920-е – 1940-е годы. Сюжет изучается на основании архивных источников центрального аппарата Восточного отдела ОГПУ и опубликованных материалах.
Апокалиптический нарратив и феномен «мусульманских святых писем» изучается в двух ракурсах: 1) с точки зрения понимания протестного потенциала «молчаливого большинства» – рядовых верующих и специфической части, т.н. неофициальных, религиозных суфийских лидеров-ишанов; 2) для изучения сельской мусульманской среды: ее страхов, ожиданий, настроений, паттернов религиозного мышления и мировоззренческой рамки, внутри которой осмыслялись резкие масштабные социальные перемены. Для ответа на эти вопросы мы изучили содержание «святых писем», каналы их распространения и целевые группы.
Сделан вывод о том, что апокалиптический нарратив в такого рода сочинениях в большей степени служил духовной мобилизации и адаптации, нежели призывал к сопротивлению, прямо называя виновных и осуждая их деятельность. При значительном структурном и содержательном сходстве с православными «святыми письмами», магические тексты волго-уральских мусульман более сдержанны в отношении руководства страны и перемен, что, вероятно, связано со спецификой понимания власти в исламе. Кроме того, будучи типичными проявлениями вернакулярной («частной», «живой») религиозности, изученные тексты демонстрируют глубокую укорененность исламских ценностей, религиозного языка описания действительности в сознании сельского населения мусульманских регионов Советского Союза на всем протяжении первой половины XX века.
Ключевые слова: ислам в Волго-Уральском регионе, «святые письма», апокалипсис в исламе, ишаны, ишанизм, Восточный отдел ОГПУ.
Для цитирования: Гусева Ю.Н. Мусульмане Волго-Уральского региона в ожидании конца света: нарративы, акторы и тексты 1920-х – 1940-х годов. Историческая этнология. 2024. Т.9. №4. С. 548–564. https://doi.org/10.22378/he.2024-9-4.548-564 EDN: FLPBST
ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ
ЦА ФСБ России. Ф. 2. Оп. 2. Д. 29; Оп. 1. Д. 657; Оп. 1. Д. 689.
Описание 1931 – Описание восточных рукописей и документов, пожертвованных С.Г. Вахидовым в 1925 году в Отдел Восточных Рукописей Центрального Музея Татарской Республики. Казань, 1931.
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ахметова М. Конец света в одной отдельно взятой стране: Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М.: ОГИ; РГГУ, 2010.
Виола Л. Крестьянский бунт в эпоху Сталина: коллективизация и культура крестьянского сопротивления. М.: Фонд первого Президента России Б.Н. Ельцина: РОССПЭН, 2010.
Городские тексты и практики. Том I: Символическое сопротивление / Сост. А.С. Архипова, Д.А. Радченко, А.C. Титков. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017.
Гусева Ю.Н. Ишанизм как суфийская традиция Средней Волги в XX веке: формы, смыслы, значение. М.-Н. Новгород: «Медина», 2013.
Гусева Ю.Н. Восточное измерение деятельности ОГПУ: «Восток» между географией, знанием и политикой // Уроки Октября и практики советской системы. 1920–1950-е годы: Материалы X международной научной конференции. Москва, 5–7 декабря 2017 г. М.: Политическая энциклопедия; Президентский центр Б.Н.Ельцина, 2018. С. 434–446.
Гусева Ю.Н., Сенюткина О.Н., Христофоров В.С. Пытаясь понять и вообразить ислам… (образ ислама в сознании российских элит 1880-х – 1920-х гг.). М.: ИД «Медина», 2021.
Загидуллин И.К. Татарское крестьянское движение 1878–1879 гг. // Научный Татарстан. 2012. №1. С. 63–75.
Зюзина Е.А. Об исламских религионимах и специфике их функционирования в СМИ и социальных сетях // Исламоведение. 2023. Т. 14, № 4 (58). С. 18–27.
Климович Л.И. Борьба ортодоксов и модернистов в исламе // Вопросы научного атеизма. Вып. 2. М., 1966.
Мельникова Е. Эсхатологические ожидания рубежа XIX–XX веков: конца света не будет? // Антропологический форум. 2004. №1. С.250–266.
Миннуллин И.Р., Минвалеев А. Суфизм в советском Татарстане: к постановке проблемы // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2007. № 1. С. 143–150.
Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002.
Панченко А.А. От составителя // Русский политический фольклор: Исследования и публикации. М.: Новое изд-во, 2013.
Петрова Н.С. Систематизированное собрание текстов неподцензурного советского фольклора и мифологии: Приложение к дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук [Электронный ресурс] // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/pdf/2016_petrovans.pdf (дата обращения: 2.03.2024).
Петрова Н.С. Неподцензурный фольклор советской эпохи: проблемы и перспективы изучения // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 12 (33). С. 69–77.
Рагозина С. Благочестие, авторитет и «народный иджтихад» в онлайн-среде российских мусульман в период пандемии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 39(1). С. 76–100. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-1-76-100
Радченко Д. «Не забывайте Бога»: вернакулярная религиозность советских «святых писем» // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 9 (42). С. 90–101. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-9-90-101
Селянинова Г.Д. Дело «антисоветской организации ишанизма» 1948 года // Права человека в России: прошлое и настоящее: сб. докл. и материалов науч.- практ. конф. Пермь, 21–23 июня 1999 г. / сост.: Г.Д. Селянинова и др.; ред.: Е. Зайцева и др. Пермь: Звезда, 1999. С. 72–78.
Селянинова Г.Д. Круг чтения последователей ишанизма в Пермском крае в середине XX века // Технологос. 2019. № 1. С. 71–84. https://doi.org/10.15593/perm.kipf/2019.1.06
Тепляков А.Г. Советские спецслужбы в 1920–1940-х гг. против церкви: принципы конспиративной работы, источниковая база текущих исследований // ЭНОЖ История. Т. 13. Вып. 6 (116). https://doi.org/10.18254/S207987840021878-4
Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня / Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2001.
Чернышев Е.И. Народы Среднего Поволжья в XVI – начале XX века: избранные труды / сост., авт. предисл., прим., указ. и сокр. И.З. Файзрахманов; под ред. И.К. Загидуллина. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2020.
Шнирельман В.А. Удерживающий. От апокалипсиса к конспирологии. М.; СПб.: Нестор-История, 2022.
Sabine Damir-Geilsdorf. Narrative Reconfigurations of Islamic Eschatological Signs: The Portents of the “Hour” in Grey Literature and on the Internet. In: Special Issue of Archiv Orientalni: Death, graves and the Hereafter in Islam: Muslim perception of the last things in the Middle Ages and today 83 (2015). Р. 411–437.
Sartori Paolo. Why Soviet Islam Matters in Geistes-, sozial- und kulturwissenschaft licher Anzeiger, 157/158. Jg. 2022/2023, Р. 5–24. https://doi.org/10.1553/anzeiger157-1s5
Viola L. The Peasant Nightmare: Visions of Apocalypse in the Soviet Countryside in The Journal of Modern History. 1990. Vol. 62. Issue 4. P. 747–770.
Сведения об авторе: Гусева Юлия Николаевна, доктор исторических наук, профессор департамента истории, Московский городский педагогический университет (129226, 4-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Российская Федерация); https://orcid.org/0000-0002-5731-7274; e-mail: j.guseva@mail.ru
Поступила 5.03.2024 Доработана после рецензирования 27.05.2024 Принята к публикации 12.08.2024
Опубликована онлайн 28.08.2024
|
|