Главное меню / 2024, т.9, №4 / Мухаметзарипов И.А.

Религиозные институты урегулирования конфликтов в современном обществе: на примере Татарстана

Мухаметзарипов И.А.

592-603 стр.


doi.org: https://doi.org/10.22378/he.2024-9-4.592-603
EDN: https://elibrary.ru/JQKKBY


Резюме. Религиозные институты урегулирования конфликтов – это ценности, нормы, правила и способы разрешения противоречий, закрепленные в религиозной традиции и реализуемые в рамках религиозных объединений. Основными практиками выступают переговоры, медиация, арбитраж и судейство. В иудаизме верующие обращаются за помощью в раввинские суды, в христианстве – к руководителям приходов и в церковные учреждения. Исламская система знает примирение (сульх), арбитраж (тахким), судейство (када). Отличительными чертами религиозных методов являются их гибкость, меньшая формализованность и затратность. Хотя в условиях модернизации и секуляризации религия лишена доминирующего положения в сфере регулирования общественных отношений, по мере возрождения интереса к религии традиции вновь актуализируются, хоть и частично, с новым содержанием. Решения религиозных медиаторов, арбитров и судей не имеют юридической силы, силовое принуждение невозможно, поэтому на первое место выходят апелляция к вере, сознательности и общечеловеческим ценностям сторон, богословская аргументация, поиск взаимовыгодного выхода из ситуации. В Татарстане примером такой деятельности являются имамы и казыи Духовного управления мусульман, неформальные посредники из бизнес-сообщества, знатоки шариата. Не все мусульмане обращаются к указанным посредникам, ценностно-нормативные и институциональные предпочтения верующих в сфере брачно-семейных отношений, раздела наследства, выбора альтернативных способов урегулирования споров зависят от личных предпочтений, гендерных различий, обстоятельств ситуации. Тем не менее, возрождение традиций в данной сфере может послужить хорошим подспорьем в профилактике нарушений в социуме и налаживании коммуникации на уровне семьи, религиозных и иных сообществ.


Ключевые слова: религия, медиация, арбитраж, судейство, шариат, мусульмане, Татарстан

Для цитирования: Мухаметзарипов И.А. Религиозные институты урегулирования конфликтов в современном обществе: на примере Татарстана. Историческая этнология. 2024. Т.9. №4. С. 592–603. https://doi.org/10.22378/he.2024-9-4.592-603 EDN: JQKKBY


ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ

ПМА, 2021 – Полевые материалы автора в виде результатов анкетирования жителей Республики Татарстан, проведенного Центром исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан в ноябре 2020 г. – декабре 2021 г. (интервьюеры И.А. Мухаметзарипов, И.Р. Гафиятуллина).
 

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Сюкияйнен Л.Р. Шариатские суды: современная практика и перспективы в России // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 4. С. 45–62.
Baker A.M. A Higher Authority: Judicial Review of Religious Arbitration // Vermont Law Review. 2012. Vol. 37. P. 157–202.
Boulding K.E. Conflct and Defense. A General Theory. Lanham: University Press of America, 1988.
Broyde M.J. Multicultural ADR and Family Law: A Brief Introduction to the Complexities of Religious Arbitration // Cardozo Journal of Conflict Resolution. 2016. Vol. 17. P. 793–822.
Coser L. The Functions of Social Conflict. New York: The Free Press, 1964.
Darendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. Stanford: Stanford University Press, 1959.
Helfand M.A. Religious Arbitration and the New Multiculturalism: Negotiating Conflicting Legal Orders // New York University Law Review. 2011. Vol. 86, No. 5. P. 1231–1305.
Simmel G. On Individuality and Social Forms / еd. D.N. Levine. Chicago: The University of Chicago Press, 1971.
Wolfe C.L. Faith-Based Arbitration: Friend or Foe? An Evaluation of Religious Arbitration Systems and Their Interaction with Secular Courts // Fordham Law Review. 2006. Vol. 75, No. 1. P. 427–469.
 

Сведения об авторе: Мухаметзарипов Ильшат Амирович, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Лево-Булачная, 36а, Казань, Российская Федерация); старший научный сотрудник Научно-экспертной лаборатории экспертиз социогуманитарного профиля, Казанский (Приволжский) федеральный университет (420008, ул. Кремлевская, 18, Казань, Российская Федерация); https://orcid.org/0000-0003-2708-5369; e-mail: muhametzaripov@mail.ru


Поступила 26.04.2024 Доработана после рецензирования 24.06.2024   Принята к публикации 9.08.2024

Опубликована онлайн 28.08.2024