Главное меню / 2017, т.2, №1 / М.Г. Кондратьев

Чувашская народная музыкально-поэтическая система как региональный феномен

М.Г. Кондратьев

80-94 стр.



Волго-Уральский регион в этнокультурном отношении уникален и для успешного существования и развития требует адекватного отображения в современной науке, в частности, и в этномузыковедении. Чувашская народная музыкально-поэтическая система, рассматриваемая в теоретическом аспекте, позволяет включить в поле зрения региональное пространство, в разных этнических культурах представляющее структурно-типологические свойства, выявляемые у чувашей. В сравнении с ними удобно рассматривать аналогичные системы волжских татар, марийцев, удмуртов. Общих свойств типологического уровня, прослеживаемых в каждой культуре региона, оказывается столь много, и они столь существенны, что появляется основание для переосмысления известного понятия о «пентатонной зоне Поволжья и Приуралья» в понятие об устоявшейся здесь за тысячелетие наднациональной музыкально-поэтической общности, в которую входят этнические (национальные) культуры, разные по происхождению, лингвистической и конфессиональной принадлежности. Аргументация существования этого феномена дает повод использовать категорию музыкальной цивилизации.


Ключевые слова: Волго-Уральский регион, типология, музыкально-поэтические системы чувашей, татар, марийцев, удмуртов, пентатонная зона, музыкальная цивилизация


Список литературы

1. Ашмарин Н.И. Чăваш сăмахĕсен кĕнеки. V т. Шупашкар: издание Народного Комиссариата по просвещению Чувашской АССР, 1930. 420 с.

2. Бояркин Н.И. К проблеме взаимосвязей марийской и мордовской традиционной инструментальной музыки // Традиционное и современное в музыке народов Поволжья. Йошкар-Ола: МарНИИ, 1988. С. 69–80.

3. Бояркин Н.И. Мордовская народная музыка: многоголосные инструментальные традиции: Учебное пособие. Ч. 1. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. 140 с.

4. Кодай З. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1982. 288 с.

5. Кондратьев М.Г. К вопросу о типологии чувашской народной музыки // Чувашское искусство. Вып. 70 / ЧНИИ. Чебоксары: НИИ ЯЛИЭ при Совете Министров ЧАССР, 1976. С. 53–73.

6. Кондратьев М.Г. Чувашская народная музыкальная система и ее инонациональные параллели: дисс. … д-ра искусствовед. М.: Гос. Ин-т искусствознания, 1995. 46 с.

7. Кондратьев М.Г. К понятию Волго-Уральской музыкальной цивилизации // Теоретические концепции ХХ века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки: материалы Всероссийской научной конференции. 14–18 ноября 2000 г. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2000. С. 320–329.

8. Кондратьев М.Г. Чувашская музыка: От мифологических времен до становления современного профессионализма. М.: ПЕР СЭ, 2007. 288 с.

9. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992. 347 с.

10. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 1. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. 447 с.

11. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. М.: Музыка, 1983. 72 с.

12. Музыкальная культура Сибири. В 3 т. Т.1. Традиционная музыкальная культура народов Сибири. Кн. 1. Традиционная музыкальная культура коренных народов Сибири. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М.И. Глинки, 1997. 407 с.

13. Павлов Ф.П. Собр. соч. в 2-х тт. Т. 2. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1971. 318 с.

14. Парамонов Т.П. Чувашские народные песни. Чебоксары: ЧГИГН, 2012. 368 с.

15. Песни средненизовых чувашей. Сост. М.Г. Кондратьев. Чебоксары: Чуваш. национальная академия; Чувашский НИИ ЯЛИЭ, 1993. 336 с.

16. Слесарева М.Т. Сравнительная поэтика обрядовых песен восточных финно-угров // Проблемы творческих связей удмуртской литературы и фольклора. Устинов: НИИ при СМ УАССР, 1986. С. 5–17.

17. Сураев-Королев Г.И. Многоголосная пентатоника – ядро музыкального мышления мордовского народа // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск: НИИ ЯЛИЭ при Совете Министров Мордовской АССР, 1972. С. 267– 270.

18. Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. С. 221–273.

19. Chuvash Folksongs by László Vikár and Gábor Bereczki. Akadémiai Kiadó. Budapest, 1979. 579 р.


Сведения об авторе: Кондратьев Михаил Григорьевич – доктор искусствоведения, главный научный сотрудник искусствоведческого направления, Чувашский государственный институт гуманитарных наук (428015, Московский просп., 29, корп. I, Чебоксары, Российская Федерация); mikh-kondratev@yandex.ru