Narratives on the Origin of the Institution of the Muftiate among Tatars in Soviet times

Беккин Р.И.

225-242 стр.


doi.org: 10.22378/he.2020-5-2.225-242


Причиной создания института муфтията в 1788 г. было желание государства наиболее эффективным образом контролировать религиозную жизнь мусульман. Правительству казалось более удобным иметь дело с организованной структурой, включенной в систему контролируемых государством религиозных организаций, а не с отдельными, не институционализированными представителями мусульман, которые полагались в основном на свой авторитет среди верующих и не нуждались в легитимации и поддержке со стороны государства. Значительное число мусульманских религиозных деятелей изначально не признали институт муфтията и систему утверждения имамов государством. Однако к середине XIX в. тюрко-татарское население Российской империи стало рассматривать духовное собрание в Уфе как институт, охраняющий его национальную идентичность в православном государстве. Таким образом, произошло присвоение муфтията определенной частью мусульманского населения империи. В результате возникла легенда о том, что муфтият как институт исторически существовал у тюрко-татар задолго до того, как они были покорены Москвой. Первые нарративы о том, что муфтият существовал в Казанском ханстве и был разрушен после завоевания Казани в 1552 г. Иваном Грозным, вероятно, появились в конце XIX в. В советское время эта точка зрения была широко распространена в 1920–1930-е гг. Позже легенда о муфтияте как национальном институте татар подверглась модификации, но главный тезис о том, что муфтият является важным инструментом сохранения духовной культуры татарского народа, остался неизменным. Изменения в интерпретации истории института муфтията во многом стали отражением процессов, происходивших в системе советских духовных управлений мусульман в советское время. Нарратив о муфтияте как исконном национальном институте татар противоречил взглядам ряда советских историков (Л.И. Климовича, М.А. Аршаруни, Х.З. Габидуллина, Г.Г. Ибрагимова и др.). Они рассматривали муфтият исключительно как колониальный институт, навязанный мусульманам и служивший инструментом их порабощения и угнетения.


Ключевые слова: муфтият, Оренбургское магометанское духовное собрание, Ризаэддин Фахреддин, Файзрахман Саттаров, ислам в СССР

Для цитирования: Bekkin R.I. Narratives on the Origin of the Institution of the Muftiate among Tatars in Soviet times. Istoricheskaya etnologiya, 2020, vol. 5, no. 2, pp. 225–242. https://doi.org/10.22378/he.2020-5-2.225-242


ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ

Амирханов 2010 ‒ Амирханов Х. Таварих-е Булгарийа (Булгарские хроники) / Перевод со старотатарского, вступительная статья и комментарии А.М. Ахунова. М.: Изд. дом Марджани, 2010.
Арапов 2010 ‒ Арапов Д.Ю. Ислам и советское государство (1917–1936). Сборник документов. Вып. 2. М.: Изд. дом Марджани, 2010.
Фәхреддин 1902 ‒ Фәхреддин Р. Исламнар хакында хөкүмәт тәдбирләре. Оренбург, 1902.

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Беккин Р.И. «Укоротить хвост незаконных религиозных деятелей». Об идейной эволюции взглядов Файзрахмана Саттарова на роль «официального духовенства» в религиозной жизни мусульман России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 4. С. 277–323.
Загидуллин И.К. Предисловие // Оренбургское магометанское духовное собрание и духовное развитие татарского народа в последней четверти XVIII – начале ХХ вв. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011. С. 3–11.
Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 г. Казань, 1926.
Климович Л. Ислам в царской России. Казань: Иман, 2002.
Маликов Р.И. Социальное положение мусульманского духовенства Казанской губернии. Казань: Российский исламский университет, 2013.
Речкина И.А. Мусульманская политика российских властей в казахской степи: (конец XVIII в. – 60-е гг. XIX в.) // Вестник Омского университета. 2006. № 2. С. 80–84.
Хамидуллин Б.Л., Измайлов И.Л., Измайлов Б.И. История Казанского ханства в трудах отечественных историков (1920–1950-е гг.) // Научный Татарстан. 2012. № 3. С. 92–113.
Юнусова А.Б., Азаматов Д.Д. 225 лет Центральному духовному управлению мусульман России: исторические очерки. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2013.
Kemper M. “Ljucian Klimovič: Der ideologische Bluthund der sowjetischen Islamkunde und Zentralasienliteratur”. Asiatische Studien/Études asiatiques 63, 2009, no. 1, pp. 93–133.
Schulze R. A modern history of the Islamic world. London: I.B. Tauris, 2002.
Turner B.S. Weber and Islam. A critical study. London and New York: Routledge, 2006.

Сведения об авторе: Беккин Ренат Ирикович –доктор экономических наук, PhD in Religious Studies, кандидат юридических наук, профессор РАН, профессор Института востоковедения РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Российская Федерация); ведущий научный сотрудник Института Африки РАН (123001, ул. Спиридоновка, 30/1, Москва, Российская Федерация); bekkin@mail.ru


Поступила 27.09.2020   Принята к публикации 05.11.2020

Опубликована онлайн 27.11.2020