Главное меню / 2022, т.7, №3 / Карлыбаев М.А.

Мазары как мемориальные памятники Каракалпакстана XVIII – начала XX вв.

Карлыбаев М.А.

414-431 стр.


doi.org: https://doi.org/10.22378/he.2022-7-3.414-431


Объектом исследования являются памятники надмогильной архитектуры каракалпаков XVIII – начала XX вв. При их изучении поставлена задача анализа погребальной обрядности у каракалпаков путем выявления особенностей надмогильной архитектуры. Сделан вывод о том, что наиболее распространенной формой памятников надмогильной архитектуры каракалпаков XVIII – начала XX вв. является ограда из глинобитных стен, не имеющая покрытий. Она использовалась для ограждения места погребения усопшего. Гумбез (купольный мавзолей) часто строили рядом с местом захоронения. Сагана – это закрытое строение, которое возводилось над погребением. Оно повторяет форму уйшик – надгробие из тростника или камыша. Если сагана и ограда имеют аналогии у соседних народов – казахов и узбеков, то каракалпакские гумбезы являются уникальным памятником материальной культуры. Другой тип строений жай является промежуточным типом между оградой и гумбез. Каракалпаки называют ограды жай, казахи – там (дом). Казахские ограды отличаются наличием угловых наверший төрт қулақ. В Каракалпакстане ХХ в. самым распространенным видом надмогильных строений становится именно такой тип – ограды из жженого кирпича с четырьмя навершиями на углах. Памятники надмогильной архитектуры требуют особого внимания со стороны общественности и государства. Они нуждаются в специальных мерах по их охране.


Ключевые слова: Каракалпакстан, мазар, архитектура, гумбез, мавзолей, культ, ислам

Для цитирования: Карлыбаев М.А. Мазары как мемориальные памятники Каракалпакстана XVIII – начала XX вв. // Историческая этнология. 2022. Т. 7, № 3. С. 414–431. https://doi.org/10.22378/he.2022-7-3.414-431


ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ

НАУз – Национальный архив Узбекистана. Ф. 1. Оп. 13. Д. 780. Л. 144 об–150 об.
НАУз. Ф. И–1. Оп. 11. Д. 1725. Л. 167–172.
Мелков А.Л. Надгробие Черувчи Баба. 1929 / МАЭ № 4079-72. http://collection.kunstkamera.ru/entity/OBJECT/87881?page=5&query=мелков%20александр&index=241 (дата обращения 30.05.2022).
Мелков А.Л. Надгробие на кладбище Ахун Баба. 1929 / МАЭ № 4076-516. http://collection.kunstkamera.ru/entity/OBJECT/88545?page=15&query=мелков%20александр&index=719 (дата обращения 30.05.2022).
Мелков А.Л. Надгробие на кладбище Ахун Баба. 1929 / МАЭ № 4076-517. http://collection.kunstkamera.ru/entity/OBJECT/88546?page=15&query=мелков%20александр&index=720 (дата обращения 30.05.2022).
Мелков А.Л. Надгробие на кладбище Каракум ишан. 1929 / МАЭ № 4076-520. http://collection.kunstkamera.ru/entity/OBJECT/88549?page=15&query=мелков%20александр&index=723(дата обращения 30.05.2022).

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алламуратов А. Уникальный памятник // Вестник Каракалпакского Филиала Академии Наук УзССР. 1986. № 4. С. 57–62.
Бабаджанов Б. Кокандское ханство: власть, политика, религия. Ташкент-Токио: Yangi nashr, 2010.
Васильев Д.В., Зиливинская Э.Д., Рудаков В.Г. Полуподземные погребальные сооружения в Золотой Орде // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 1. С. 14–21.
Гольдциер И. Культ святых в исламе: Мухаммеданские эскизы. Москва. 1938.
Есбергенов Х. К вопросу об изживании религиозных представлений и обрядов у каракалпаков (на материале погребальной обрядности). Дисс. … канд. ист. наук. Москва, 1963.
Есбергенов Х. Қоңырат. Тарийхый ҳәм мәдений естеликлери. Нукус: Билим, 1993.
Из истории суфизма: источники и социальная практика / Под ред. акад. М.М. Хайруллаева. Ташкент: Фан, 1991.
Камолов Х.Ш. История мазаров северного Таджикистана. Автореф. … канд. ист. наук. Душанбе, 2002.
Кубель Е. Намогильные сооружения каракалпаков (по материалам экспедиции 2012 г.) // Лавровский сборник. Материалы XXXVI и XXXVII Среднеазиатско-Кавказских чтений 2012–2013. Этнология, история, археология, культурология. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С. 248–253.
Қарақалпақ тилиниң түсиндирме сөзлиги. T. III / Отв. М.Календеров. Нукус: Каракалпакстан, 1988.
Литвинов П.П. Государство и ислам в Русском Туркестане (1865–1917) (по архивным материалам). Елец: Елецкий государственный педагогический институт, 1998.
Некрасова Е. Дахма // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 2. Москва: Восточная литература, 1999. С. 31–32.
Огудин В.Л. Места поклонения Ферганы как объект научного исследования // Этнографическое обозрение. 2002. № 1. С. 63–78.
Уразбаева У. Тас медресе // Вестник Каракалпакского Филиала Академии Наук УзССР. 1985. № 2. С. 80–82.
Хакимниязов Ж. Общественно-культовые и мемориальные сооружения Хорезма Х–XV вв. (историко-археологическое исследование). Дисс… канд. ист. наук. Самарканд, 1999.
Ходжаниязов Г. Калмак-кала – центр каракалпаков XVII–XIX вв. // Археология Приаралья. Вып. VII. Ташкент: Фан, 2008. С. 93–107.
Ходжаниязов Г. Каракалпаки в Приаральском микрорайоне в XVI–XVII вв. // Археология Приаралья. Вып. VII. Комплекс археологических объектов на возвышенности Крантау. Ташкент: Фан, 2008. С. 159–163.
Хожаниязов Г., Юсупов О. Қарақалпақстандағы мухаддес орынлар. Нукус: Полиграф, 1994.
Юсупов О. Ийшан-қала // Вестник ККФАНУзССР. 1984. № 1. С. 64–67.
Beatrice F. Manz. Central Asian Uprising in the Nineteenth Century: Ferghana under the Russians // Russian Review. 1987. No. 3. Р. 267–281.
Kristensen W.B. The meaning of religion / Introduction by H. Kraemer. Leiden (The Hague), 1960.
Muminov A. Veneration of holy sites of the Mid-Sïrdarʼya valley: continuity and transformation // Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the early 20th centuries, edited by Michael Kemper, Anke von Kügelgen, Dmitriy Yermakov. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 1996. Р. 355–367.

Сведения об авторе: Карлыбаев Максет Абдибаевич, доктор исторических наук, заместитель директора Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан (230100, ул. Амира Темура, 179А, Нукус, Каракалпакстан, Республика Узбекистан); karlmaks@yahoo.com


Поступила 05.06.2022   Принята к публикации 01.08.2022

Опубликована онлайн 15.12.2022