Главное меню / 2024, т.9, №1 / Насретдинова Д.М.

О роли татарских женщин в развитии театрального искусства Туркестана в конце XX – начале XX вв.

Насретдинова Д.М.

105-111 стр.


doi.org: 10.22378/he.2024-9-1.105-111


В статье анализируется возникновение в Туркестане в конце XX – начале XX вв. театра как одного из видов европейского искусства. Автор раскрывает значение для этого процесса театральных татарских трупп «Сайяр» и «Нур», татарских актрис С. Гиззатуллиной-Волжской, Ф.И. Кудашевой, Ф. Ильской. Показано влияние татарских женщин-драматургов на узбекскую творческую молодежь. Оно проявилось в двух фактах: в публикации первой пьесы узбекской писательницы, ставшей предтечьем для женской литературной школы в Туркестане, и в появлении среди узебекских женщин актрис, снявшихся в первых советских фильмах. Возникновение любительской труппы из числа местного населения, рост числа клубов и театральных кружков, состоявших в основном из женщин, свидетельствовали об увеличении общественной активности туркестанских женщин. Большое внимание в работе уделяется анализу взаимодействий татарских и местных национальных прогрессистов при формировании театрального искусства в Туркестане.


Ключевые слова: Туркестан, татарская театральная труппа, местные театральные труппы, взаимоотношения, домашние театральные спектакли.

Для цитирования: Насретдинова Д.М. О роли татарских женщин в развитии театрального искусства Туркестана в конце XX – начале XX вв. // Историческая этнология. 2024. Т. 9. № 1. С. 105–111. DOI: 10.22378/he.2024-9-1.105-111


ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ

Центральный государственный архив Республики Узбекистан (НА РУз). Ф. И–461. Оп. 1. Д. 1314. Л. 37–37 об.
Фотима хоним Ильская // Улуғ Туркистон. 1917. 26 октября.
Қозоли // Улуғ Туркистон. 1918. 4 июня.
Эрмат. Ўзбек хотун қизлари билим юрти тарихидан // Туркистон. 1923. 14 октября.

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Арсланов Г. «Сәйяр»чы Кудашевлар // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2006. № 2. С. 166–169.
Гулям Г. Габдулла Тукай и наш поэт // Слово о Тукае. Казань: Татарское книжное издательство, 1986. С. 19–20.
Исокбоев А.А. Туркистон ижтимоий-сиёсий ва маданий ҳаётида. татар-бошқирд маърифатпарварларининг фаолияти (ХIХ аср охири – ХХ аср бошлари): Тарих фан. номз. … дисс. Тошкент, 2008.
Кумысников Х. Истоки сценического реализма. Очерк из истории дооктябрского татарского театра. Казань: Татарское кн. изд-во, 1982.
Махмутова А.Х. «И на татарской почве может привиться родное нам и дорогое театральное искусство» (первые шаги татарского театра) // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2006. № 1. С. 16–27.
Нишонбоева Қ. Ўзбекистонда хотин-қизлар масаласини ҳал этишнинг маданий жиҳатлари (20–30 йиллар тажриба ва оқибатлар): Тарих фан. номз. … дисс. Тошкент, 1998.
Рахмонов М. Ҳ.Ҳ. Ниёзий ва ўзбек совет театри. Тошкент: Ўздавнашр, 1959.
Ризаев Ш.Т. Ўзбек жадид драматургиясининг шаклланиш манбалари. Филология фан. номз … дисс. Тошкент, 1995.
Ризаев Ш. Жадид драмаси. Тошкент: Шарқ, 1997.
Собиров О. Хоразм воҳаси театрлари. Тошкент: Ғ.Ғулом нашр., 1991.
Эгамназаров А. Сиз билган Дукчи Эшон. Тошкент: Шарқ матбаа нашриёти, 1994.

Сведения об авторе: Насретдинова Дилфуза Мухаммадиновна, кандидат исторических наук, доцент Наманганского инженерно-технологического института (160115, ул. Касансайская, 7, Наманган, Республика Узбекистан); nasretdinova.dilfuza@mail.ru


Поступила 23.01.2024   Принята к публикации 22.02.2024

Опубликована онлайн 26.02.2024