Главное меню / 2024, т.9, №1 / Хабутдинова М.М.

Роль и место татарской женщины в творчестве Наки Исанбета

Хабутдинова М.М.

38-48 стр.


doi.org: 10.22378/he.2024-9-1.38-48


В статье предпринята попытка системного изучения типологии женских образов в творчестве татарского ученого-энциклопедиста, фольклориста, критика, классика татарской литературы Наки Исанбета (1899–1992). Материалом исследования послужили опубликованные и неопубликованные источники. Художественные, публицистические, научные тексты Н. Исанбета проанализированы с помощью метода смыслового анализа, историко-культурного, сравнительно-сопоставительного методов. Доказано, что в наследии ученого, классика татарской литературы господствует просветительский идеал женщины – «матери нации». В произведениях встречаются образы преданной супруги, мудрой матери, «матери нации». В художественных произведениях, написанных в разных жанрах и на протяжении ХХ в., писатель отстаивает идеи равноправия женщин и мужчин, активного их участия в общественной жизни. Поэтика женских образов зависит от требований жанра. Писатель при разработке образов опирается на традиции татарского фольклора, восточной поэзии. В своем творческом наследии ученый-энциклопедист увековечил десятки имен современниц, внесших огромный вклад в историю и культуру татарского народа.


Ключевые слова: татары, татарская литература, Наки Исанбет, типология женских образов, эмансипация.

Для цитирования: Хабутдинова М.М. Роль и место татарской женщины в творчестве Наки Исанбета // Историческая этнология. 2024. Т. 9. № 1. С. 38–48. DOI: 10.22378/he.2024-9-1.38-48


ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ

Исәнбәт Н. Әсәрләр: 4 т. Казан: Татар. кит.нәшр., 1989.
Исәнбәт Н. Н…гә : [шигырь] // Сөембикә. 1915. № 4. 79 б.
Нәкый Исәнбәт / Төз. М. Хәбетдинова. Казан: Җыен, 2021.

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Арсланов М.Г. Фольклорный театр Наки Исанбета: «Идегей» и «Ходжа Насретдин» // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2012. №1/2. С. 251–254.
Афанасьев А., Бреева Т. Гендерная картина мира в женской рок-поэзии. М.: Флинта, 2017.
Замалетдинов Р.Р., Хабутдинова М.М. Творческая история комедии Наки Исанбета «Рыжий чичян и Черноволосая красавица» // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11, №4. С. 934–956. DOI: 10.22378/2313-6197.2023-11-4.934-956 EDN: SUEEVY
Зарипова-Четин Ч. «Юк, канәгать итми куңелем! Тар миңа чикле иман…» (Сәгыйть Рәмиевнең тууына 140 ел уңаеннан) // Таtarica. 2020. № 14. 147–156 б. DOI: 10.26907/2311-2042-2020-14-1-147-156
Мотигуллина А., Замалиева Л., Хабутдинова М. Идейно-художественное своеобразие либретто Н. Исанбета к опере «Тюляк» // Филология и культура. Philology and Culture. 2017. № 4 (50). С.210–215.
Хəбетдинова М., Хəбибуллин Ф. Нəкый Исəнбəт чичəнлек сəнгате турында // Tatarica. 2021. №17 (2). 119–140 б.
Хабутдинова М.М. Образ Наки Исанбета-педагога в воспоминаниях его учеников // Russian Linguistic Bulletin. 2022. №4 (32). С. 1–7.
Хабутдинова М.М. Творческая история пьесы «Гөлҗамал» («Гульжамал») в зеркале переписки Н. Исанбета с С. Гиззатуллиной-Волжской // Филология и культура. Philologie and Culture. 2022. №3(69). С. 180–187.
Ханзафаров Н. Нəкый Исəнбəт драматургиясе. Казан: Татар. кит. нəшр, 1982.
Яруллина-Йылдырым Р. Татар һəм төрек əдəбиятында гаилə һəм җəмгыять мөнəсəбəтенең сурəтлəнеше // Таtarica. 2015. № 4. 77–97 б.
Яхин Ф.З. Образ нравственной женщины в средневековой татарской суфийской литературе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №11 (77). Ч.1. С.50–52.
Afanasev A., Breeva T., Osmukhina О. «Transition Plot» in Dina Rubina’s Works of the 1990th (years) // Ad Alta-Journal of Interdisciplinary Research. 2018. Т. 8. Выпуск 1. Специальный выпуск 3. Р.12–14.
Schimmel А. Mystical Dimensions of Islam. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1975.

Сведения об авторе: Хабутдинова Милеуша Мухаметзяновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры татарской литературы Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета (420056, ул. Татарстан, 2, Казань, Российская Федерация); mileuscha@mail.ru


Поступила 28.01.2024   Принята к публикации 19.02.2024

Опубликована онлайн 26.02.2024